Формы и методы досуга пожилых людей

курсовая работа

1.1 Сущность и содержание понятия "досуг", "досуговая деятельность"

Досуг-часть не рабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим временем.

Досуг - это время вне работы, используемое для привычных занятий. [4] Примечательной особенностью досуговой деятельности является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с разными людьми. Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, друзья и т.д.). Потребность в информации образует второй тип общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг "эрудитов", лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий возникает только не в производственно - экономической, но и в досуговой деятельности.

Известные Культурологи Лиас Канетти и Андре Мальро дали такое определение: Досуговое (или рекреационное) время - это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д. [5]

Можно классифицировать по следующим основным признакам досуга:

- содержание

- время

- характер. [6]

Надо подчеркнуть, что характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные.

Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время пожилых людей.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговая деятельность функционирует и работает в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности культуры. Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Наконец-то культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, и ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых и грандиозных впечатлений, но и знаний, умений, желаний, способностей.

Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые места, быть участником важных событий в жизни человека. Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое и совсем ненужное.

Климук С.С. считает, что под словом "досуг" мы должны понимать какой-либо род занятий, который может дать человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. [7]

Коллективные формы проведения досуга помогают отвлечься от насущных проблем, снять напряженность, найти единомышленников, найти методы творческого самовыражения, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый человек отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли.

В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость каждого человека в мире. Социальная сфера определяется как:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию.

2) деятельность по социальной защите и реабилитации отдельных нуждающихся в такой поддержке слоев населения. [8]

Понятие СКД входит в структуру соц. сферы и структуру СКС.

К СКС относятся:

1) культура

2) досуг

3) образование

4) искусство

5) физкультура и спорт

6) Здравоохранение и социокультурная реабилитация

7) природоохранная деятельность

8) СМИ

9) туризм

10) гостиничный и ресторанный бизнес

11) общественное питание. [9]

Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга. Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха, спорта, занятий а также развлечений. В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами.

Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культуры.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов.

Деятельность пожилых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс.

Досуг, отдых, рекреация являются важными факторами в жизни человека, наряду с его производственной деятельностью. Для людей, мало занятых в трудовой сфере деятельности (пожилых и инвалидов), досуг имеет огромное значение, так как обеспечивает специальные нужды людей с ограниченными возможностями. Досуг подразумевает такой род занятий, который дает человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди собираются вместе для того, чтобы расслабиться, снять стресс, разделить интересы с друзьями и близкими, удовлетворить запросы, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. [10]

Это и является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий, где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности, и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения - являются посредником между личностью. Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности - это обоснование теоретических, социально-политических и организационных основ ее функционирования. Они составляют фундамент, на котором строится здание науки о культурно-досуговой деятельности. Знание и глубокое понимание принципов культурно-досуговой деятельности - необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.

Жарков А.Д ввел важные и нужные принципы культурно-досуговой деятельности:

1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщений

2. Принцип самодеятельности

3. Принцип преемственности - предполагает взаимодействие.

4. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания [11]

Учреждения культуры чутко реагируют на события общественной жизни. Много нового и интересного появилось в последние годы в возрождении фольклорных традиций, праздников и обрядов.

В современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.

Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре человека, освоению социокультурного наследия. Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной и ежедневной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних и внутренних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

К регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей, посчитали известные культурологи Лиас Канетти и Андре Мальро.

· Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

· Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.

· В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может также носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер [12]

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.

Таким образом, у одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение-это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает пожилых людей его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части пожилых людей социальные клубы досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни пожилых людей.

Делись добром ;)