Художественно творческое развитие детей дошкольного возраста в практике организации семейного досуга

дипломная работа

Выводы по 2 главе

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие художественно-творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Семья является самой важной частицей общественной жизни. Воздействие родителей на развитие ребёнка начинается сравнительно рано, когда податливость к восприятию образцов и ценностей высокая. На ее воздействие сказываются многочисленные факторы, влияние которых семья может ослаблять либо вообще исключать.

Современный человек должен быть не только подготовленным к культурной жизни, но и быть ее участником, к чему готовит его семья. Особенно существенным в социальном формировании человека выступает раннее детство, школьный возраст. Именно в этот период формируются основы культуры будущего гражданина. Данный факт диктует необходимость специального изучения семьи ребенка школьного возраста, а также ее воспитательной деятельности в области формирования и развития культурных ценностей.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры к «истине, благу и красоте». Зачастую от нее во многом зависит, будет ли ее воспитанник придерживаться их в жизни. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни, какое отношение к «истине, благу и красоте» формирует она у своих детей.

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Кризисное состояние современной семьи - и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Сегодня родители и педагоги культурных учреждений уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, образовательным учреждениям, так и культурным организациям, которые не могут в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия культурного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте.

Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста и недостаточного использования воспитательного потенциала семейного досуга.

Проблема исследования также определяется тем, что дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, хореографии. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. В то же время, опыт художественно - творческого развития детей в условиях семейного досуга изучен и обобщен не в полной мере. Существует необходимость в разработке рекомендаций и проектов в области творческого развития дошкольников в практике семейного воспитания и организации семейного досуга.

Степень изученности проблемы.

"Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы.

Так, понятие "художественное творчество" достаточно подробно представлено в работах Н. А. Ветлугиной, Л.С. Глебова, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова.

Выявлению возрастных особенностей дошкольников способствовали труды Т.А. Куликовой, Г.А. Урунтаевой , Н.К Крупской, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.

Понятия "Семейное воспитание" и "семейный досуг", представлено в работах Н.Ф. Виноградова, И.В. Гребенников, Куликова Т.А., Антонов А.И., Медков В.М., Н.Ю. Венгер.

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточную разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста в организацией семейного досуга.

Объектом исследования дипломной работы является организация досуга детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Предмет исследования: художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в практике организации семейного досуга.

Цель исследования: раскрыть педагогические условия художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в практике организации семейного досуга, разработать проект клуба семейного творчества по использованию форм творческого досуга семьи в социально-педагогической практике.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие и сущность художественно-творческого развития детей.

2. Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

3. Изучить особенности семейного досуга как фактора социализации и творческого развития детей.

4. Проанализировать опыт организации художественно-творческого семейного досуга в условиях КДУ.

5. Разработать проект по реализации потенциала семейного досуга в практике художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба.

Гипотеза исследования:

Социально-культурная деятельность обладает значительным педагогическим ресурсом организации семейного досуга, реализация которого позволит существенно оптимизировать художественно-творческое развитие дошкольников на основе использования в педагогической практике творческих технологий, создании условий творческого досуга в условиях семейного клуба

База исследования: Пролетарский МЦКиД (Новгородский район), семейный клуб «Счастливы вместе».

Методологические основы исследования:

Теоретическую основу исследования составила концепция художественно-творческого воспитания как фактора формирования мировосприятия ребёнка средствами искусства (Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина, Куликова Т.А.)

О наглядности теоретических знаний семьи, семейного воспитания и творчества дошкольников писали Н. А. Ветлугиной, Л.С. Глебова, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.А. Куликовой, Г.А. Урунтаевой , Н.К Крупской, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Виноградова, И.В. Гребенников, Куликова Т.А., Антонов А.И., Медков В.М., Н.Ю. Венгер и др.

Базу исследования также составили работы в области социально - культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И Григорьевой, В.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, И.А. Ивлиевой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, И.А. Новиковой, О.Л. Орлова, В.Е Триодина, Е.И. Смирновой, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, Г.Л. Тульчинского, Н.Н. Ярошенко и др. авторов.

Методы исследования

Для подтверждения рабочей гипотезы в проведенном нами исследовании использованы следующие методы:

- теоретического анализа литературы по проблеме исследования;

- включенного наблюдения за подготовкой и проведением театрализовано-развлекательного вечера отдыха для молодых пар;

- личные интервью с организаторами мероприятия;

- метод опроса;

- метод анкетирования молодых пар;

- метод шкалирования;

- метод «Колесо удачи»;

- обобщения опыта социально - культурной деятельности в практике организации семейного досуга;

- технологии подготовки и проведения PR и рекламных акций;

- метод планирования;

- методы социально - культурного прогнозирования;

- метод социально-культурного проектирования.

Организация исследования включала следующие этапы:

На первом, аналитическом была изучена теория вопроса на основании анализа выявленного массива научно - методических материалов и проблем. Это позволило определить степень научной разработанности проблемы, сформировать цель, задачи, гипотезу.

На втором этапе, диагностическом было рассмотрено влияние социокультурной деятельности на художественно-творческое развитие дошкольников в семейном досуге.

На третьем этапе - проектном, на основании обобщения накопленного опыта и использовании методов социально - культурного проектирования были предложены методические рекомендации по реализации художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в практике организации семейного досуга.

Так же был разработан проект художественно-творческого развития детей в условиях клуба семейного творчества.

Новизна исследования заключается в определении условий художественно-творческого развития детей в семейном клубе, в разработке методики взаимодействия семьи и учреждения социально-культурной сферы в области художественно творческого развития дошкольников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные материалы могут использоваться в учреждениях культуры, в работе по организации семейного досуга, в практике деятельности семейных клубов.

На защиту выносится:

1. Результаты анализа опыта деятельности учреждения культуры Пролетарского МЦКиД по организации художественно- творческого развития детей дошкольного возраста;

2. Опыт организации художественно- творческого развития детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба;

3. Проект программы художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в условиях семейного клуба.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

1.1. Понятие и сущность художественно творческого развития

Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественное творчество - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д. Существует собственное и исполнительное художественное творчество. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественного творчества отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д.
Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Оно тесно связано с общим развитием личности. Существуют разные точки зрения на истоки художественного творчества. [34]

Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [51, с. 11].

А.В.Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» [14, с. 53], и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельности, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Психолог Н.Варкки, характеризуя художественное творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [7].

"Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [52, с. 35].

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина.

Художественное творчество и ребенок… Возможна ли такая постановка проблемы? Какие виды художественной практики доступны детям? Когда и как приобщать их к художественной деятельности?

Все эти вопросы уже многие десятки лет волнуют самый широкий круг людей - педагогов и художников.

Все виды художественной деятельности - восприятие произведений
искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать - возникают уже дошкольном возрасте. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики. [50, с.7]

При всех разнообразных подходах к сущности деятельности теоретический анализ позволяет обнаружить общепризнанные позиции:

- деятельность - это объективная реальность, сложная, многоуровневая, динамическая система, способная к саморазвитию; как система является целостным образованием;

- деятельность - это особая система, в которой существует и развивается человек; форма связи человека с внешним миром: изменяя мир, человек меняется сам;

- деятельность - это способ вписанности человека в мир;

- деятельность для человека - открытая система, в которой он может постоянно реализовывать свои возможности;

- деятельность - специфическая форма общественно-исторического бытия, в ней обнаруживается органическая связь объекта и субъекта. В этом ракурсе деятельность - диалектически противоречивая целостность, так как, будучи реальностью, взаимодействующей с миром, она отражает объективность, а демонстрируя активность человека как субъекта, свидетельствует о ее субъективном характере;

- деятельность - сущность человека, только ему свойственный способ существования, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него ценностью.

Большинство определений, раскрывающих сущность понятия «деятельность» и представленных в научной литературе, в основе своей имеют отношение человека к окружающему, целесообразное изменение его.[28]

Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет проблему природы возникновения детского художественного творчества. В решении этого вопроса сложились две противоположные тенденции. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних самозарождающихся сил ребенка.

Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту.

Отсюда уже следует вывод о неуправляемости процессов формирования художественных способностей ребенка и тщетности педагогического вмешательства в него. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий объявляется гарантией активного влияния на развитие детского творчества. Особое значение придается тут усвоению детьми художественного опыта, обучению их приемам творческих действий. Конечно, эти тенденции часто редактировались, приобретали различный характер, обосновывались различными соображениями. В условиях формирования детского художественного творчества сводились лишь к созданию художественной среды, окружения. Роль активного руководства отрицалась. В других же случаях слишком прямолинейно и грубо решался вопрос о непосредственном воздействии взрослого на творческие процессы ребенка. На всех этапах развития советского общественного дошкольного воспитания и его теории проблеме развития детского творчества, отводилось должное место. Заметную (в области изобразительной деятельности), играли взгляды А.Бакушинского. Тонкий знаток детских рисунков, он давал им, однако, не верное толкование, выискивая в них проявления бессознательного начала и подчеркивая стихийность процессов рисования. С его точки зрения, существует некая биологическая предопределенность в развитии детского творчества. Подобный взгляд на природу детского творчества, естественно, привел А.Бакушинского к идее резкого ограничения задачи руководства творчеством лишь, созданием своеобразной художественной среды. Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. [50, с.8 ]

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [41, с.16]

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [23]

А.М. Матюшкин, изучая компоненты творческой трудовой деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия, способы деятельности, условия деятельности и определил следующие стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка [25]. Я. А. Пономарев выделяет три самостоятельных этапа: 1) осознание проблемы; 2) разрешение проблемы; 3) проверка решения

В работах Б.Теплова, А.Леонтьева, А.Запорожца подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Современная наука пытается найти объяснение объективной природы детского художественного творчества. Важно не только получить характеристику его структуры, но и проследить генетический путь его развития, установить оптимальные условия, которые обеспечат его дальнейшее формирование. Огромное значение художественного творчества в эстетическом развитии ребенка не требует специальных доказательств. Здесь следует думать лишь о конкретной реализации поставленных задач. Для того чтобы дети успешно занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Взрослый играет огромную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. В психолого-педагогических работах чаще всего отмечается, что наличие способностей к определенному виду художественной деятельности сочетается всегда с положительным отношением к нему. По мнению В.Мясищева, склонности проявляются в раннем возрасте и идут как бы впереди способностей, проявляясь подчас как бы спонтанно. Дети действительно интересуются многим, но поскольку деятельность их ограничена, а способности еще недостаточно сформированы, то и творческие проявления их оказываются слабыми. Культура - процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса. [17, с. 104] Способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности, всё это культура. [16]

Культура - единство всех форм традиционного поведения. [26]

Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. Следует иногда тормозить излишнюю эффективность, которая захватывает ребенка в такой степени, что уводит от творчества. Вот почему прав А.Макаренко (1957), когда говорил о соразмерности между активностью и тормозными действиями. В итоге общая проблема получила достаточно разностороннее освещение. Результаты каждого из изучающих данных вопрос сопоставлялись с результатами другого и подтверждались. Подчас обнаруживались в них противоречия, которые анализировались. В целом же исследование было направлено на решение двух основных задач:

а) выявление особенностей детского продуктивного творчества, его художественно-образной природы, критериев его оценки;

б) определение путей управления им; [50, с.10]

В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию» [49, с.7] Творчество «выходит» из понятия культуры. Культура - мир « возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями человека. [46, с.203]Процесс усвоения культуры очень сложен. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить.

Творчество - преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна , оригинальность, общественная значимость творчества - и процесс, и результат. Творческая деятельность - это только процесс.[27, с.196]

Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения [49, с.8] Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы:

1. Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.

2. Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

3. Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.[4]

Советский психолог Л.Выготский (1967) утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [10, с.5]

Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [10, с.32] Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку» [10, с.64]

Психолого-педагогический аспект в изучении феномена художественного творчества (в основе которого - «внутренняя свобода и эмоционально чувственное раскрепощение субъекта творческого процесса») связан с исследованием психической структуры личности в процессе ее развития (социализации средствами искусства)

Творчество раскрывается через личность и в личности. Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца, интегрированного в его субъектности), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности, не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), но человек, преобразование внутреннего мира которого является целью, как художественного творчества, так и педагогической антропологии. [35, с.8]

Просвещение выводит человека за пределы непосредственного культурного окружения, возвышает в нем социальную сущность.[39]

Высшая ценность человека - сам человек; непреходящие ценности: истина, добро, красота, любовь. [3, с.702]

Формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства может быть стихийным и педагогически направленным. В последнем случае художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Общение, игра, праздник и т.д. это необходимые функции культуры [38]

С одной стороны, различные виды искусства являются частью окружающей ребенка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его характеру. Включённое в образовательный процесс художественное творчество устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление. Другая сторона художественного воспитания - собственное художественное творчество ребёнка. Оно (художественное творчество) всегда антропно, делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Художественное творчество развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии. Задачи художественного формирования ребёнка в учебном процессе решаются с помощью взрослого посредника, способного организовать и руководить контактом ребёнка с миром прекрасного.

Художественное творчество ребенка - это фактически выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме [13, с. 56]

В узком смысле к художественному творчеству относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественное творчество отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одарённых детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одарённого ребёнка обычному, потому что общие закономерности художественного творчества лучше прослеживаются на «обыкновенных детях», а не на «вундеркиндах» (Л.С. Выготский).

Продукты художественного творчества целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения художественное творчество - незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. В.С. Ротенберг убедительно показывает, что художественное творчество обеспечивается и развивает правополушарное пространственно-образное мышление, отличительной особенностью которого является одномерное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. В результате этого отдельные свойства образов и их грани могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, что и определяет многозначность образов в соответствующем контексте. Несмотря на то, что многозначность не только затрудняет выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию, образное мышление обеспечивает антропность (естественность, непос- редственность и непрерывность) восприятия реальности и принятие ее такой, какой она является сама по себе. [35, с.15]

Творчество раскрывается через личность и в личности.

Поэтому изучать продукты художественного творчества следует как личностное творение (объективируя индивидуальное сознание творца), феноменологически (в контексте духовно-деятельностного бытия творческой личности), предметно (творчество как результат экстериоризации художественно-эстетических способностей), технологически (творчество как «алгоритмизация экзистенций»), в парадигме знакотворческой деятельности. В сущности не знаки, но предметы культуры и их идеальное отражение в сфере сознания создают возможность социокультурного общения людей. Объектом такого общения являются не вещи (преобразуемые в предметы потребления), а человек, преобразование внутреннего мира которого является целью художественного творчества. [35, с. 19]

Особое внимание развитию художественного инстинкта у детей уделял Ф. Фребель. По его мнению, пение, рисование, живопись и скульптура должны быть обязательными предметами обучения. Выявление творческих способностей, развитие эстетических задатков наряду с воспитанием других качеств являются необходимыми условиями процесса образования и воспитания средствами искусства, успешного формирования всесторонне развитого человека [37, с.708]

1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.

Особенностям развития детей дошкольного возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Л.С. Выготский, Г.А. Урунтаева, Л. А. Венгер, Н. К.Крупская, Е. Е. Кравцова, Г. С. Абрамова и др.

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и воспитателям правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников: следить за их физическим психическим и творческим развитием, подбирать доступные для ребенка методы воспитания, подготавливать необходимый материал для занятий.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [44, с.23]

"Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [42, с.26].

Дошкольный возраст имеет огромное значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст( от 3 до4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст ( от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Социальная ситуация развития дошкольника. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения [21, с. 210--230] Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения -- личностная (см. там же), характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша -- один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. [11, с.84]

Ребята в дошкольном возрасте мыслят сугубо конкретно, мыслят живыми образами. Окраске придают особое значение. Если рассказать дошкольнику сказку про девочку в розовом платье, и если вы скажете в следующий раз что девочка в голубом, то вызовете негодование юного слушателя. [19, с. 171]

Развитие познавательной сферы дошкольника. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие -- это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития [8].

В исследовании Е.Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения -- способность видеть целое раньше частей -- обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. [18, с.14]

Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго -- начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту оно становится независимым от внешней его деятельности.

В дошкольном возрасте, отмечает К.И. Чуковский, ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа. «Что такое Бардадым?» -- спрашивают у четырехлетнего Вали. Он сейчас же отвечает без всяких раздумий: «Страшный, большой, вот такой». И показывает рукой в потолок. Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. [11, с.91] С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, доверия, взаимопонимания.[24, с.59]

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления, воли, настойчивости, организованности, и дисциплинированности.[47, c.35]

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [22, c.42]

Дошкольный возраст -- начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества. Так, один школьник, порядочный трусишка, говорил о себе: «Я пошел в джунгли охотиться, вижу -- тигр. Я его -- раз -- поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый?» Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду -- хорошо, обманывать -- плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Делись добром ;)