Ценностные ориентации жителей Академгородка

курсовая работа

1.3 Ценностные ориентации жителей Академгородка: теоретическое описание объекта исследования

К понятию "ценностные ориентации" обращалось множество авторов, и, соответственно, каждый из них в своих работах давал ему свою собственную интерпретацию. Для комплексного использования данного понятия в исследовании, попытаемся далее выделить различные акценты в понимании ценностных ориентаций. Приведем несколько определений ценностных ориентаций, которые используются разными авторами:

· направленность личности на те или иные ценности (Тугаринов В. П.)

· установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества (Здравомыслов А.Г., Ядов В. А.)

· основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей (Алексеева В. Г.)

· индивидуальное отражение в сознании человека ценностей общества (Лобанова А.С., Чутова Н. П.)

· широкая система ценностных отношений личности, проявляющаяся как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражающая общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей (Битуева А.В.)

· смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации и сформулированные в предлагаемых обществом, СМИ и т.д. терминах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим достоянием (Донцов)

· осознанно-мотивированный самоидентификационный выбор человеком жизненно приоритетных для него общественных ценностей, образцов, установок, а также рациональных моделей поведения в реально существующей социальной действительности для достижения тактико-стратегических личностных целей, отражающий уровень его социокультурного, интеллектуального и волевого развития (Лобанова А.С., Чутова Н. П.).

Ценностные ориентации индивидов, таким образом, формируются в процессе социализации путем интериоризации общественных ценностей и идеалов в сознание и проявляются в направленности индивидов на те или иные социальные ценности. Ценностные ориентации представляют собой "ценностно-ориентированный субъективно значимый выбор личности" [Лобанова, 2009; С.89] и выступают как "опорные критерии принятия жизненно важных решений" [Битуева, 2000; С.45].

Анализируя понятие "ценностные ориентации" нельзя не уделить внимание понятию "ориентация". Данное понятие заимствовано социологией из физиологии, и, как социокультурная категория, ориентация обычно понимается как "способность определиться в социально культурной ситуации и сделать правильный субъективно-значимый выбор системы норм и ценностей" [Лобанова, 2009; С.91].

Итак, в данной работе под ценностными ориентациями мы будем понимать сформировавшиеся в процессе социализации установки, выражающиеся в направленности на определенные социальные ценности и выступающие как детерминанты социального поведения индивидов.

Ценностные ориентации социальны по своей природе и формируются под воздействием окружающей социальной среды. Поскольку ценностные ориентации складываются, прежде всего, на уровне социальных общностей (в нашем исследовании - на уровне социально-территориальной общности), следует отдельно рассмотреть понятие "территориальная общность".

Ян Щепаньский определяет территориальные общности, как "общности, члены которых связаны узами общих отношений к территории, на которой они проживают, и узами отношений, вытекающих из факта проживания на общей территории". [Щепаньский, 1969; С.160]. По Щепаньскому, между объединенными определенной территорией индивидами и их группами возникают специфические отношения, трансформирующиеся в социальные процессы, протекающие в данной общности.

Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина рассматривают территориальную общность, как "относительно самостоятельную ячейку территориальной структуры общества, включающую, во-первых, соответствующую группу населения, во-вторых, используемую этой группой часть жизненного пространства с ее природными ресурсами, производственными предприятиями, жилым фондом, социально-бытовой инфраструктурой" [Мосиенко, 2007; С.106].

Е.Е. Горяченко и М.В. Наумова определяют локальную территориальную общность как "совокупность людей, объединенных социальными связями, возникающих по поводу определенных условий жизнедеятельности на территории, где они проживают, и сетью социальных взаимодействий" [Горяченко, 2008; С.1].

В работе "Территориальная общность в изменяющемся обществе" Е.Е. Горяченко выделяет целый ряд признаков, характерных для территориальной общности и служащих в качестве критериев для ее выделения [Горяченко, 1994; С.69]:

– территориальная концентрация населения;

– пространственная обособленность и локализация большей части основных функций по воспроизводству территориальной группы населения на относительно компактной территории;

– относительная "самодостаточность" производственной и непроизводственной сфер для удовлетворения основных потребностей населения;

– социально-экономическая целостность, проявляющаяся в большей интенсивности внутренних связей по сравнению с внешними;

– однородность условий функционирования локальной общности и порождаемая их единством специфика качественного состава населения и среды его жизнедеятельности;

– осознание большинством жителей своей принадлежности к данной территориальной общности, их социальная самоидентификация;

– наличие у членов общности общих интересов, формирующих определенные типы поведения территориальной группы;

– наличие элементов самоуправления.

Академгородок как особое территориальное образование обладает всеми перечисленными выше характеристиками и, следовательно, может рассматриваться как локальная территориальная общность.

В следующем разделе мы проведем постановку исследовательских задач с дальнейшей формулировкой рабочих гипотез.

Делись добром ;)