Ценностные ориентации студенческой молодежи

дипломная работа

1.3Практическое значение формирования ценностных ориентаций в молодежной среде

Назначение ценностных ориентаций заключается в том, что ценности, являясь общепризнанными ориентирами общественного сознания и поведения, приобретают различную степень актуальности, значимости, проблематичности для разных людей, социальных групп и общностей, тех или иных социальных слоев, зависят от пола, возраста, профессии, места жительства, тех или иных мировоззренческих установок, превращаются тем самым в ценностные ориентации, в которых отражена субъективная их интерпретация личностью, группой, слоем, общностью и т.д. Также ценностное отношение к действительности отличается ярко выраженной практической направленностью, т. к. оно всегда связано с деятельностью.Лязина Ю. А Трансформация ценностей института семьи в современном обществе как социальная проблема/ Лязина Ю. А // IV Очередной Всероссийский социологический конгресс. Секция 7: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие/ Уфа, 2005. -С.3405

Молодежь, как неотъемлемая часть любого общества, вовлеченная в многочисленные процессы модернизации и стабилизации социума, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего инновационного общества. Важную роль в интеграции системы личности и социума играю ценности. Молодёжь является довольно широкой социально-демографической группой. Изучение молодежи всегда сложный процесс. Молодежь глубже всех других возрастных групп улавливает "дух времени", острее переживает все изменения, происходящие в обществе.

Современная исследовательская практика показала, что многие западные модели анализа социализации молодежи не могут быть автоматически положены на условия современной России. Так, например, Т. Парсонс еще в 50-х гг. определил понятие "культуры юных", которая рассматривалась им как состояние оппозиционности юношеских ценностей по отношению к миру взрослыхПарсонс Т. Социальные системы. -М: «Академический проект», 2002. - С. 832.. Но этот подход, наложенный на специфику молодежных проблем в России 90-х ХХ в., оказался малоэффективным. Современные социально-культурные особенности, порожденные 70-летней историей строительства социализма, слишком непохожи на американские или западноевропейские. Начиная с середины 90-х гг., проблема социально-философского осмысления ценностных ориентаций молодежи становится центральной для всей российской ювенологии. Так, в целом ряде диссертационных исследований был предпринят глубокий анализ сложных процессов ценностных переориентаций, происходящих в молодежной среде. В России впервые были защищены докторские и кандидатские диссертации по социальной философии, проведены социологические исследования, опубликованы десятки статей и монографий, в которых проблемное поле ценностного мира российской молодежи было существенно расширено.

По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима СорокинаПортал «Фонд имени Питирима Сорокина». Экспертно-аналитический интернет-ресурс социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.// http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=2( дата обращения 27.02.2015) к инструментам влияния на ценностный базис общества, а значит, в частности, и на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, относятся:

1. ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты);

2. общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества);

3. традиционные религиозные институты (к ресурсам которых отнесены: опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям, опыт идейной консолидации нации, опыт преодоления социальной диверсификации; к ожидаемым формам активности - воспитательная работа с детьми, просветительская активность совместно со светскими институтами).

Методы воздействия на институты социализации у этих инструментов влияния весьма различны. Большую роль на формирование систем ценностных ориентаций молодежи оказывают изменение социального устройства, законодательной базы, видов социальной защиты, способов хозяйствования, экономической ситуации. Однако, вне зависимости от наличия или отсутствия ресурсных возможностей, участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодёжи должны все субъекты молодёжной политики: государство, религиозные конфессии, политические партии, общественные организаций и корпорации.

Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный эмпирический опыт, накопленный в 60-70-е годы. Авторами были разработаны методики и сравнительные программы изучения ценностных ориентаций молодежи. Проведен ряд исследований ценностного мира молодого поколения. Социологи уделяли особое внимание изучению объективного состояния ценностного мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)// Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40-44

В России эмпирическое изучение базовых ценностей россиян ведется достаточно активно, однако крайне редко носит сравнительный характер и не всегда основывается на общероссийских выборках. Сюда относятся исследования В. А. Ядова и его сотрудников,Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В.А. Ядова. -- Л.: Наука, 1979. -- 264 с. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой и их сотрудников,Динамика ценностей населения реформируемой России. Под ред. Н.И. Лапина и Л.А. Беляевой. -- М.: Эдиториал УРСС, 1996. --224 с. исследования Фонда «Общественное мнение», выполненные И.Г. Дубовым, А.А. Ослоном, Л.М. Смирновым, И.М. Клямкиным, Б.Г. Капустиным, В.В. Лапкиным, В.И. Пантиным и продолженные В.П. Горяиновым, а также коллективом авторов под руководством А.В. Рябова и Е.Ш. Курбангалеевой в проекте «Базовые ценности россиян».Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / под ред. Рябова А.В., Курбангалеевой Е.Ш. -- М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. -- 448 с. Важные исследования ценностей выполнены социологами «Левада-центра» (А.А. Голов, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая, Ю.А. Левада). Кроме того, существует большое количество исследований, фокусирующихся на отдельных видах ценностей (трудовых, военных, религиозных и т.п.), на отдельных социальных группах (молодежь, студенты, население отдельных регионов и т.п.). Это работы А.С. Антиповой, Н.В. Зоткина, В.В. Гаврилюк, С.В. Медведко, П.А. Михеева, Л.З. Сафиуллиной, С. С. Соловьева, Н.А. Трикоз, С.П. Утехина, В.В. Форсовой, Ю.Р. Хайруллиной, Н.Н. Цветаевой, Е.С. Элбакян и целого ряда других исследователей. Отдельно стоит отметить систематические исследования, сфокусированные на изучении различных социальных процессов и явлений - таких, как модернизация, бедность, идентичность, - и активно использующих в этом контексте понятие ценностей. Это ряд исследований под руководством М.К. Горшкова, См. например - Российская идентичность в социологическом измерении. (ИНАБ, Выпуск №3) / под общ. ред. М.К.Горшкова -- М.: Институт социологии РАН, 2008.-- 72 с. а также исследования Н.Е. Тихоновой, в которых ценности выступают одним из элементов изучения российского среднего класса и процессов модернизации российского общества.См. например - Тихонова Н. Е. Социокультурная модернизация в России. (Опыт эмпирического анализа). // Общественные науки и современность. -- 2008. -- № 2. -- С. 5-23 (статья 1); № 3. -- С. 5-20, (статья 2); Средний класс в современной России / отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова. -- М.: Ин-т социологии РАН, 2008. -- 320 с.; Тихонова Н.Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность. -- М.:Альфа-М, 2009. -- 320 с. Значимость «внутристрановых» российских исследований ценностей для подходов, нацеленных на их сравнительный межстрановой анализ, заключается в том, что в них подробно рассматривается внутренняя структура ценностей россиян, во многих из них подчеркивается ценностная неоднородность населения России.

Крупномасштабные исследования по выявления ценностных ориентаций россиян, проводимые под руководством академика Н.И. Лапина, позволили измерить уровень поддержки населением 14 базовых ценностей. Они представляют три цивилизационных типа (общечеловеческие, традиционные и современные) и два функциональных слоя (терминальные и инструментальные), которые спонтанно эволюционируют в массовом сознании.Лапин Н.И. Динамика базовых ценностей и социальное самочувствие россиян/Н.И. Лапин//Глобализация и современные изменения в современной России: доклады Всероссийского социологического конгресса.- М. :Альфа-М,2007. Исследование проводится на протяжении последнего полутора десятилетия методом мониторинга и направлено на выявление ценностных ориентаций россиян. По его результатам фиксируется нарастание индивидуализма в российском обществе. Характерной чертой постсоветского сознания Лапин назвал «потребительский индивидуализм». Вместе с тем, постепенный рост популярности ценностей западного прагматизма и индивидуализма, что фиксируется в мониторинговом исследовании Н.И. Лапина, сталкивается с традиционными коммунитарными ценностными установками россиян.

Делись добром ;)