Государственная социальная помощь: понятие, виды, условия и порядок предоставления

курсовая работа

1.2 Субъекты государственной социальной помощи

В правоотношениях государственной социальной помощи действуют 2 стороны: государственные органы, предоставляющие такую помощь и различные категории граждан, являющиеся ее получателями.

Субъектом - предоставителем государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:

- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и его территориальные подразделения;

- Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения;

- Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения.

К субъектам-получателям государственной социальной помощи, закон относит следующие 3 категории:

- малоимущие семьи;

- малоимущие одиноко проживающие граждане;

- иные категории граждан, указанные в Законе, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Согласно ст. 7 Закона "основным критерием для получения государственной социальной помощи, помимо величины среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, является такой фактор, как "независящие причины". Что понимается под "независящими от граждан причинами"? К таким причинам, по мнению Г.Б. Челноковой, следует отнести объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью, например инвалидность, смерть кормильца, безработица, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные действия. Оценка конкретных обстоятельств нуждаемости и обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина" Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009..

Согласно ст. 7 Федерального Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственной социальной помощи" малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия "прожиточный минимум".

В 2015 году минимальный прожиточный минимум достигнет в целом по России 8200 рублей, что на 5,2% больше, чем в 2014 году. Учитывая региональные особенности (уровень потребительских цен и размер зарплат), установлен наибольший минимальный размер доходов в Москве и Санкт- Петербурге (13,9 и 8,9 тыс. рублей для трудоспособного населения и 8.5 и 6,3 тыс.рублей - для пенсионеров), а наименьший минимальный размер доходов в северо-западных областях и регионах Северного Кавказа.

В Пермском крае для трудоспособного населения прожиточный минимум установлен в размере 8730 руб., для пенсионеров - 6701 руб., для детей - 8258 руб. Прожиточный минимум в 2015 году по регионам России // http://bs-life.ru/makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html

При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации. Так, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2012 г. N 595 "О реализации главы 33-2 "Государственная социальная помощь" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", которым утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге, причины, по которым заявитель (члены его семьи) имеет (имеют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, являются уважительными для получения государственной социальной помощи в следующих случаях:

- осуществление ухода за проживающим(и) с ним ребенком (детьми) до трех лет и (или) тремя и более детьми в возрасте до восьми лет;

- отсутствие работы при условии, что перерыв в работе либо перерыв между ее прекращением и регистрацией в государственной службе занятости населения не превысил одного месяца;

- осуществление ухода за пожилым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе или достигшим возраста 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, а также ухода за членом семьи, временно нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе;

- нахождение на амбулаторном или стационарном лечении на все время болезни;

- допуск к вступительным экзаменам в высшие, средние и начальные профессиональные образовательные учреждения и др. Кухаренко Т.А., Гурина О.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) / под ред. Э.Р. Курманова // СПС КонсультантПлюс. 2013. С. 7.

Помимо малоимущих, субъектами - получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода.

К их числу могут быть отнесены следующие категории граждан:

- инвалиды войны;

- участники Великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий;

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- инвалиды;

- дети-инвалиды.

Целью оказания государственной социальной помощи вышеуказанным категориям является поддержание достойного жизненного уровня граждан (а также в ряде случаев и челнов их семей), имеющих особые заслуги перед государством либо не имеющих возможности полноценно трудиться вследствие инвалидности.

Основанием для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту является заявление-декларация гражданина от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявление опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина. Заявление подается в центр по месту жительства (месту пребывания) заявителя в письменной либо в электронной форме. Для назначения социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг необходимо предоставить подтверждающие документы.

В России создан Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Он представляет собой базу данных, содержащую сведения о лицах, имеющих право на получение ряда социальных услуг. Федеральный регистр содержит сведения о гражданах, которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг или социальной пенсии.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Как видим, субъектами получения государственной социальной помощи является достаточно большая группа населения нашей страны.

Делись добром ;)