2.2 Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенная жалость и внимания создают для них не только жизненные неудобства, но и негативно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.
Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. [2, с.130].
Критической точкой в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми.
Существуют несколько типов адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду:
· Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
· Социально-психологическая адаптация - это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
· Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.
- Введение
- Глава 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы
- 1.1 Законодательство в области социальной работы с детьми - инвалидами
- 1.2.2 Социальная работа с детьми инвалидами за рубежом
- Глава 2. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
- 2.1 Социальная адаптация как цель социальной политики
- 2.2 Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями
- 1.1. Инвалиды как объект социальной защиты
- 1. Дети-инвалиды как объект социальной деятельности. Социальный портрет детей-инвалидов
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- 2. Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами
- 1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
- 3. Направления социально-педагогической работы с детьми-инвалидами
- 1. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы
- 1. Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы
- I. Работа с детьми и детьми-инвалидами.