Досуговая практика чтения среди подростков Харькова и Харьковской области

курсовая работа

2.1 Чтение как досуговая практика

В современных социокультурных условиях досуговая практика - это не просто свободное время, деятельность, направленная на сохранение и восстановление целостности личности, досуг выступает одним из основных элементов культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами трудовой деятельности, политики, экономики, развитием новых информационных технологий, различного рода инноваций.

Досуговое чтение мы определяем исходя из понимания того, что есть досуг. Если досуг - это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей, то досуговое чтение - это тот способ проведения нерабочего времени, который реализуется человеком после того, как он исполнил все непреложные непроизводственные обязанности: хозяйственные, общественные, семейные и т.д. Досуговое чтение - это феномен, возникающий тогда, когда человек получает некое время и пространство свободы от окружающего социума [4].

В обществах и сообществах, строго нормирующих досуг и предписывающих коллективный труд и отдых, практика досугового чтения может оказаться запретной, выполняемой тайно. В других обществах и профессиональных сообществах, где трудовые (учебные) процессы осуществляют вмешательство в свободное время, чтение как досуговая практика может вытесняться профессиональным или учебным чтением. Наконец, в третьих типах обществ, где за счет интенсификации трудовых процессов свободное время и досуг сокращается, чтение может быть вытеснено деятельностью по обеспечению текущей жизнедеятельности: обслуживающим трудом и т.д.

Если же мы понимаем досуг в качестве совокупности видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время, тогда досуговое чтение - это один из видов деятельности, удовлетворяющих физические, духовные и социальные потребности человека [4].

Функции досуговой деятельности чтения совпадают с функциями свободного времени: отдых, восстановление рабочей силы и духовной жизненной энергии [4]. Чтение как вид досуговой деятельности служит как отдыху от трудовых процессов, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении.

В процессе чтения читатель вступает в сложную систему художественного общения, которая включает в себя как реальных субъектов общения: писателей, художников-оформителей, редакторов, переводчиков и издателей, так и квази-субъектов художественного общения: героев и персонажей литературного произведения. Кроме того, всякое художественное общение и, в том числе, чтение - это и общение с самим собой.

В узком смысле слова, под досуговым чтением понимают только чтение художественной литературы, причем чтение, дающее отдых и развлечения, то есть чтение беллетристики, массовой, жанровой литературы. В широком смысле, слова досуговое чтение - это чтение художественной литературы, это не только отдых и развлечение, но и большая внутренняя духовно-душевная экзистенциальная работа: выбор предмета чтения, переживание экзистенциальной ситуации чтения [4].

Досуговое чтение относится к активным видам досуговой деятельности, поскольку читатель проявляет себя как активный, творческий, свободный субъект, формирующий в процессе чтения свою социальность, идентичность и индивидуальность.

Если же мы в понимании досуга делаем акцент на том, что это часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей индивида, то мы приходим к тому, что досуговое чтение - это деятельность, свободно избираемая индивидом для нужд его самореализации, удовлетворения всех его личных физических, духовных и социальных потребностей [4]. Чтение как досуговая деятельность удовлетворяет личную физическую потребность в тишине, покое, уединении, спокойном и расслабленном положении тела - сидя, лежа, стоя с опорой на конторку или поручни, духовную потребность самопознания, самооценки, ценностной ориентации, самосовершенствования, и в то же время социальную потребность - приобщения к ценностям и практикам социума, его нормам и идеалам, а также к идентификации и индивидуализации в этом социуме, формирование горизонта личных и общественных социальных ожиданий от общества и от самого себя.

В любом случае, досуговое чтение - это такая культурная практика, в которую ее агенты вступают по собственному свободному выбору, а не по профессиональной обязанности или не в соответствии с учебной задачей. Это практика чтения, продиктованная свободным выбором читателя, который предпочел чтение другим видам досуга. Говоря о мотивации досугового чтения, Дубин и Зоркая замечают, что «в чтении даже самых образованных и продвинутых читательских групп сегодня отчетливы ориентации на пассивно-адаптивный тип культурного поведения и потребления, отсутствие аналитического интереса к окружающей современности во всех ее противоречивых чертах, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов»[4].

Делись добром ;)