Жизненные планы и стратегии студенческой молодежи: опыт социологического описания

курсовая работа

Введение

В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от своих мировых конкурентов, а отечественное общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего.

Понимая все это, современная российская власть сделала упор на слово «модернизация», предполагающее не только внедрение новых технологий, но и появление творческих, активных людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить какие-то преобразования и разрабатывать инновационные технологии.

Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В этой связи представляется интересным рассмотрение социальных изменений, в значительной степени затрагивающих поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения.

Процесс социального расслоения и деления общества в зависимости от материальной обеспеченности привел к тому, что на грани бедности оказались те категории населения, которые придерживались типичных жизненных целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе. В результате, типичные жизненные стратегии оказались стратегиями, не способными привести к достижению социального успеха, а новые типы легальных массовых жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Думается, что вышеперечисленные факторы привели к тому, что современная жизненная стратегия молодого поколения сегодня зачастую строится не на основании духовно-нравственных принципов, а лишь с учетом материальных ценностей и индивидуальности.

Такая социальная ситуация вызвала к жизни новые направления в области молодежных исследований: проблемы молодежных рынков труда, возможной безработицы, проблемы социальной защиты молодежи и молодых семей. Вопросы типов жизненных траекторий исследуются в Институте социологии РАН (В. В. Семенова, Л. А. Коклягина). Интерес к молодежной проблематике отмечается в работах И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. В. Семеновой. Вместе с тем, совершенно очевидно в исследованиях проявляет себя тенденция изучения понятия «стратегии жизни» в сочетании с понятием «молодежь». И все же вопрос жизненных планов и стратегий молодежи остается до конца не изученным.

Учитывая вышеизложенное, актуальность проблемы и ее недостаточную разработанность, был сделан выбор темы исследования «Жизненные планы и стратегии студенческой молодежи: опыт социологического описания».

Цель данной работы: провести исследование жизненных планов и стратегий современной молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- уточнить понимание молодежи как социальной группы;

- рассмотреть подходы к определению понятий «жизненные планы» и «жизненные стратегии»;

- проанализировать особенности формирования жизненных планов современной молодежи;

- проследить динамика изменения жизненных планов молодежи в условиях трансформации общества.

Объектом курсовой работы является современная молодежь, а предметом - ее жизненные стратегии и планы.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, ретроспективный (исторический) метод, анализ литературных источников, анкетирование.

Структура работы. Курсовая работа представлена следующими разделами: введение, основная часть из двух глав, заключение, список литературы и приложения.

Делись добром ;)