Жизненные планы и стратегии студенческой молодежи: опыт социологического описания

курсовая работа

Заключение

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в реализации проводимых реформ, становлении экономически сильной, политически стабильной России является социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями.

Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных ценностей и стратегий.

Конкурентоспособность молодежи в обществе имеет низкий уровень. Осознавая это, молодежь стремится получить качественное образование. Эти жизненные планы студенческой молодежи, как правило, реализуются. Проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов. Жизненные планы не находятся под влиянием фактора предшествующей социальной среды. Сельская и городская молодежь не имеет различий в осознании жизненных целей; эти различия не имеют специфики по половой принадлежности. У большинства студентов в планах преобладает желание стать специалистом.

Таким образом, вопреки обыденным стереотипам, молодежь чувствует себя достаточно уверенно, высоко оценивая собственные стартовые позиции, возможности и перспективы. Представители молодежной когорты готовы двигаться, конкурировать, выстраивать карьеру и личную жизнь.

Возможно путями разрешения выявленных проблем молодежи могут выступать налаживание диалога между молодежью и взрослыми, который позволит понять друг друга, уважать и нормально взаимодействовать; активность и заинтересованность государства в сфере регулирования жизненных стратегий молодежной когорты; целенаправленная разработка и реализация воспитательных программ, представляющих гармонию традиционных российских ценностей и значимости каждого члена общества.

Список литературы

жизненный план молодежь успех

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. С. 67-69.

2. Арутюнова Е. М. Российская идентичность в представлениях московских студенов // СоцИс. 2007. № 8.- 22-28.

3. Большов В.Б. Стратегия жизни молодежи в условиях риска // Официальный сайт Краснодарского университета МВД России. URL: http://www.krdu -mvd ru.

4. Зубок Ю.А. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. № 15

5. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 42-51

6. Зубок Ю.А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи. // СoцИс. 2008. № 7.

7. Иконникова С.Н. История культурологических теорий СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

8. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002.

9. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995. С. 95-102.

10. Ковалев А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СoцИс,. 2003.- № 1.- С.11-18.

11. Константинова Е.Б. Методические основы изучения жизненных стратегий молодежи // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования. Ч. 1. Екатеринбург, 2006. С. 82-83

12. Косицына С.В. Молодые рабочие как подгруппа в молодежной среде //IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления обществом», 2011. - С. 2024-2026.

13. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы // СоцИС, 2012. - №1. - С. 5-16.

14. Луков В.А. Тезаурусная концепция молодежи // II Всероссийский социологический конгресс, 2003, С. 71-77.

15. Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки //Вестник ОГУ, 2008, №80. - С. 34-38.

16. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 17-27.

17. Молодежь / Социологический словарь // URL.: http://enc-dic.com/sociology/A/ (дата обращения 16.01.2011).

18. Пить В.В. Методологические основы социологии молодежи // Вестник ТюмГУ, 2009.- №4.- С.112-118.

19. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // СоцИс. 2007. № 6.

20. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. №4. С. 100-101.

21. Российский статистический ежегодник. М.,URL.:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения - 15.12.2010).

22. Россия: трансформирующееся общество / под ред. В.А. Ядова. М.: Канон-Пресс-Ц., 2001. С. 146-154.

23. Рубцова Е.П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010, №2.

24. Чеботарева Д.Ю. Социокультурные условия формирования индивидуальных жизненных стратегий современного человека // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества. Ростов н/Д, 2006.

25. Черкасова Т.В. О социальных конфликтах молодежи и путях их урегулирования // СoцИс. 2004. № 7.

26. Чуканова Т.В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности (на примере Алтайского края). Автореф. дисс ...канд. социол. наук. Барнаул. 2006. - 18с.

27. Чупров В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия // Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В. И. Чупров. М.: Наука, 1992. С. 9-22.

28. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: Теоретические и прикладные проблемы. М.: Социум, 1994.

Приложение 1

Анкета

1.Ваш пол:

1. Мужской

2. Женский

2. Ваш возраст: ____ (вписать)

3. Вы постоянно проживаете в:

1. сельской местности

2. городе

3. учусь в городе, но проживаю в селе

4. Что помогает человеку реализовать наиболее важные жизненные планы:

1. личные способности, знания и характер

2. создание новых рабочих мест, рост экономики в регионе

3. политическая стабильность общества

4. бесплатное качественное образование

5. система льгот для молодежи

6. помощь со стороны родственников

5. В какой степени достижение жизненных целей зависит от названных условий. Оцените каждое по позициям «», «» и «».

Условия достижения планов

очень зависит

не всегда зависит

совсем не зависит

1.

личные способности, знания и характер

2.

создание новых рабочих мест, рост экономики в регионе

3.

политическая стабильность общества

4.

бесплатное качественное образование

5.

система льгот для молодежи

6.

помощь со стороны родственников

6. Какие личные качества, по Вашему мнению, необходимы для того, чтобы добиться успеха в жизни?

1. Целеустремленность

2. Профессионализм в своем деле

3. Честность

4. Умение достичь своих целей любыми средствами

5. Доброта, любовь к людям

6. Стремление получать больше знаний

7. Умение не обращать внимания ни на что, кроме своих проблем

8. свой вариант

7.Ваши планы на ближайшее будущее:

1. образование

2. работа

3. создание семьи

4. открытие дела

5. переезд

6. карьера

7. отдых

8. путешествия

9. свой вариант

Делись добром ;)