Занятость населения

контрольная работа

Понятие занятости населения и основные направления государственной политики в этой сфере

Вопросы занятости регулируются указанным выше Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Занятость означает фактическую реализацию предусмотренного законом права на труд, ибо гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду.

С точки зрения трудового права, занятость может рассматриваться с двух позиций. В широком плане под категорию занятости подходят все виды общественно-полезной деятельности. В данном случае к занятому населению, помимо работников, состоящих в трудовых отношениях, относятся: учащиеся (студенты и школьники); военнослужащие; лица занятые индивидуальным трудом и др. В узком плане занятость рассматривается как трудовая деятельность по найму или в другом качестве, приносящая доход. Специфическим признаком такой трудовой деятельности является обычно включение времени трудовой деятельности в трудовой стаж, дающий право на определенные социальные блага и льготы (пенсии, пособия и др.). занятость население трудоустройство

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» приводится исчерпывающий перечень граждан, которые считаются занятыми (ст. 2). К ним относятся:

- работающие по найму, трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), в том числе сезонные и временные работы;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу в Вооруженных Силах, внутренних, железнодорожных и специальных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации; приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Таким образом, понятие «занятые граждане» значительно шире, чем понятие «работники», хотя последние и представляют собою наиболее значительные слои населения.

За пределами занятости, как правило, находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода. К ним относятся: женщины занимающиеся домашним хозяйством; матери, воспитывающие детей; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи; граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью и некоторые другие.

Рассмотрим содержательную сторону некоторых из указанных направлений государственной политики в области занятости.

Так, в соответствии с указанной Программой Министерство труда и социального развития РФ и Министерство экономики РФ на основе данных о потребности в рабочих местах признаны составить Генеральную схему создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезах (далее именуется - Генеральная схема). В ее рамках определяются следующие параметры:

- общая, то есть региональная и отраслевая потребность в рабочих местах;

- сложившиеся и рациональная структуры занятости населения (региональный, отраслевой, профессионально-квалификационный, половозрастной аспекты);

- основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития России (с соответствующими изменениями) и структуры занятости.

Правительство РФ в целях выявления отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест обязано ежегодно утверждать перечень программ из числа федеральных (региональных) целевых программ, в которые должны включаться разделы с конкретными заданиями по созданию рабочих мест с учетом Генеральной схемы.

Министерству труда и социального развития РФ и Министерству экономики РФ поручено разработать систему мер для обеспечения развития перспективных рабочих мест.

С этой целью необходимо ликвидировать неэффективные рабочие места в различных отраслях экономики; высвободить работников в региональных отраслях экономики, обеспечить их профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство.

При отсутствии эффективных действий против безработицы устранение бедности станет невозможным. Вытеснение с рынка труда работоспособного населения - основное препятствие к участию в жизни общества.

Политика занятости как составная часть социальной политики находится в прямой зависимости от ее приоритетов и имеющихся ресурсов, от той роли, которая отводится ей в жизни государства.

Делись добром ;)