Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России

курсовая работа

Выводы по главе 3

Заключение

Список литературы

Введение

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем занятости российской и зарубежной молодежи на современном этапе, рассмотрение теоретических основ занятости молодежи, анализ основных направлений социально - экономической политики в области занятости молодежи Российской Федерации и на этой основе разработка основных направлений совершенствования занятости молодежи России.

На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы воспринимаются работодателями на ура. Часто работодатель отдает предпочтение молодым, и в том числе несовершеннолетним, исключительно в целях экономии: выполняют работу наравне с взрослыми, а платить можно в два, а то и в три раза меньше.

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек, поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека. В лучшем случае подросток начинает заниматься самозанятостью, подрабатывая разнорабочим, грузчиком, продавцом, мойщиком автомобилей и так далее. Следует так же учитывать что официально трудоустроенных молодых лиц до 18, единицы. Зачастую эксплуатация детского неквалифицированного труда идет с нарушениями законов Российской Федерации, не говоря уже о предоставлении им полного социального пакета, который гарантирует получение льгот, в случае заболевания или утраты работоспособности, от чего в последствии, не застрахован практически никто, какую бы должность не занимал человек, и сколько бы лет ему не было, определенный риск есть всегда.

Актуальность данной проблемы обуславливается и тем, что около 35% трудоспособного населения России составляют молодые люди, которые в дальнейшем будут создавать будущие для страны, от чьих решений будет зависеть её дальнейшее развитие. Безусловно данная проблема очень актуальна в наши дни, но наряду с этим ей не уделяют должного внимания в средствах массовой информации и правительственных программах, проектах, а даже если бы уделялось, то этого всё равно было бы недостаточно. На мой взгляд, данная проблема требует незамедлительности в её решении. В противном случае недовольство граждан будет расти.

Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведение, вынуждена получать статус безработного.

Задача же данной работы заключается в детальном рассмотрении проблемы занятости молодежи на всех её этапах, в понимании, почему возникают определенные трудности у разных возрастных групп и с чем они связаны. А так же в определении роли государства в преодолении этой проблемы, чем, как и когда может и должно помочь государство молодежи в преодолении проблемы занятости.

Глава 1. Анализ состояния молодежной занятости в России и зарубежных странах

российский зарубежный молодежь занятость

1.1 Анализ и оценка состояния молодежной занятости в России

Осуществляемый переход к рыночным отношениям в России в конце двадцатого века, связан с массой проблем возникших в различных слоях общества и сферах деятельности. Одной из социально-экономических проблем и по сей день, остаётся: проблема молодёжной занятости. Этот вопрос не перестаёт быть актуальным, ведь далеко не каждый молодой специалист после окончания учебной деятельности может благополучно трудоустроиться. Именно поэтому проблема молодёжной занятости зачастую является объектом политических и экономических дискуссий и споров. Виной тому ещё одна социально - экономическая проблема нашего времени: проблема рынка труда. А началось всё совсем, казалось бы, недавно в 1991 году, когда государство сняло с себя роль единственного монопольного работодателя. Ведь на протяжении более семидесяти лет в СССР действовал закон о всеобщей занятости, по которому каждый гражданин должен быть трудоустроен и работать на пользу общества, иначе он преследовался по закону и нес ответственность. А после упразднения этого закона государство оставило за собой лишь право содействия в трудоустройстве. Кроме того, право найма и увольнение работников, оставалось за руководителями. В общем, страна стала жить по принципам рыночной экономики, где каждый сам за себя. Надо ли говорить о том, что народу тоже надо было привыкнуть к новым переменам, и успешными в трудовой деятельности оказались те, кто смог быстро адаптироваться к новым условиям.

Как уже упоминалось выше, государство оставило за собой право содействия в трудоустройстве, но молодое государство на тот момент, думаю, ещё мало осознавало, как оно будет содействовать. Вот в и данный момент в России нет той результативной системы, которая бы позволила рационально использовать трудовые ресурсы в нашей стране. И до тех пор, пока подобная система или программа не будет создана, в России не перестанут появляться новые, а на их фоне обостряться старые проблемы рынка труда и занятости в целом.

Низкий жизненный уровень широких слоев населения нашей страны стал для нас действительностью и как следствие изменили приоритеты и устои экономики. На и без того переполненный безработными рынок труда, стала вступать и молодежь до 18 лет - так называемый подростковый сектор. В силу своих лет и по ряду других причин они не могут считаться экономически активным населением, ведь на это возраст приходится учебная деятельность человека.

Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим образованием.

«Молодежь - часть гражданского общества от рождения. И если она просто активизирует свое участие в его деятельности, это будет уже мощным стимулом развития всего общества и демократизации государства.

Решение проблемы занятости молодежи в России:

Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи.

Трудоустройство молодежи, их адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются одними из важных задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики страны.

Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и реализация программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые», позволяют приобщить учащихся и молодых специалистов к труду, получить профессиональные навыки, приобрести опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям - осуществить профессиональный отбор специалистов и обеспечить выполнение целей и задач кадровой политики организации.

Проводимые мероприятия являются важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка.

Программы поддержки молодежи.

Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть будущее, образ завтрашнего дня страны. Великий интерес и внимание к молодежной проблематике и в России. Вместе с тем, в нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных на проведение своей молодежной политики. Вследствие такого положения, а так же традиций, роль государства в реализации молодежной политики объективно доминирует, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - здесь и вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое.

Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год). Без предупредительной работы с ними рост молодежной преступности обуздать невозможно.

Среди многочисленных предложений регионов в большинстве материалов содержится пожелание ускорить принятие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Вот некоторые из них:

· Внести изменения в налоговое законодательство с установлением льгот для детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждений и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью, аналогично тому, как это предусматривается для учреждений культуры и образования;

· Предусмотреть в проекте КЗоТ РФ механизм квотирования рабочих мест для молодежи;

· Внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросу обеспечения занятости выпускников учебных заведений, лиц, вернувшихся из армии;

· Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации кадров региональных органов по делам молодежи и специализированных организаций, ведущих работу с молодежью. Учитывая и вопросы повышения оплаты труда.

Если посмотреть на статистику, то ситуация с безработицей в России не очень тревожная. На учетах службы занятости состоят 1,6 млн. человек. Общая безработица в России составляет 5,4 млн. человек, или 7,2 % экономически активного населения. К примеру, в Европе общий уровень безработицы достигает 9,9 %.

Тем не менее, болевые точки остаются. Одна из главных - недостаток рабочих мест. Если в крупных городах эта проблема остро не стоит, то в малых и в сельской местности, людям деваться некуда.

1.2 Анализ и оценка состояния молодежной занятости за рубежом

Обеспечение эффективной занятости молодежи является актуальной проблемой практически в каждом государстве. Для её решения разрабатывается множество проектов, программ, в которых учитываются особенности каждой страны, состояние экономики, количество выпускников и качество получаемого ими образования и многие другие факторы.

В связи с этим рассмотрим опыт некоторых стран.

Программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая степень эффективности, разработаны и действуют во Франции.
Их можно условно подразделить на две основные группы:

1. программы обучения, предоставляющие специальные виды трудовых контрактов для молодых людей;

2. программы, обеспечивающие им профессиональную стажировку и обучение, но не дающие статуса работы по найму.

В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.

· Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта -- минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта -- не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.

· Контракт о квалификации. Продолжительность -- от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта -- не ниже 17--75% минимальной заработной платы, ее размер прямо связывается с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих квалификации.

· Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность от 1 года до 3 лет. По контракту выплачивается заработная плата в размере не менее 17--75% минимальной.

· Контракт «занятость -- солидарность». Продолжительность контракта от 3 месяцев до 1 года. Заработная плата по контракту начисляется на базе половинного размера минимальной, 85% этого заработка выплачивается за счет государства. Распространяются только на государственные предприятия, причем на работы так называемой общественной полезности (различные неприбыльные учреждения и ассоциации, органы социального обеспечения и т.д.).

В рамках второй группы программ занятости для молодежи можно выделить следующие: мероприятия чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3--6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.

Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.
Также, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20--25%.

В Германии область молодежной политики в сфере занятости является составной частью социальной работы с населением, она выделилась и развивается, специализируясь на оказании социальных услуг детям и молодежи. Говоря о социальных услугах, разумеется, учтены и услуги правового характера, потому что отстоять социальные права можно лишь, руководствуясь имеющимся законодательством.

Первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики, - выполнение законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и молодежи.

Вторая важнейшая особенность заключается в передаче функций ведомств общественным организациям. Учреждения общественных организаций составляют основную массу учреждений, где и работают специалисты отрасли. В Германии существует 6 крупных общественных организаций, которые содержат учреждения по социальной работе с молодежью. Например, организация AWOV - "Союз благоденствия рабочих" представлена во всех городах Германии, имеет различные виды учреждений: от детских садов до молодежных центров. Роль Федерального центра снижена, работа ведется через региональные союзы общественных организаций. Все учреждения принадлежат региональным союзам общественных организаций.

Формируя штатный состав учреждения, руководитель общественной организации и руководитель учреждения исходят из целесообразности. Единых нормативных документов, регламентирующих состав специалистов в учреждении для молодежи, нет. Основные группы специалистов - социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и руководители. В штатном расписании учреждения обязательно представлен обслуживающий персонал. Возможность формирования штатов специалистов учреждений определяет гибкость кадровой системы. Главным условием, обеспечивающим профессиональный уровень оказания услуг, является квалификация специалистов, подтвержденная дипломом и документами о повышении квалификации.

Организация деятельности общественных организаций в Германии имеет свою историю. Один из принципов, положенных в основу деятельности учреждений по социальной работе с молодежью, заключается в том, что, по мнению законодателей, лучше решить человеческие проблемы сможет не административная структура, а организация, находящаяся как можно ближе к человеку с его проблемами. При определении предпочтений в вопросе: кому выделить средства из бюджета - общественной организации или муниципальной структуре - безусловный приоритет за общественной организацией. Только тогда, когда для решения проблемы не находится соответствующей общественной организации со своими учреждениями - заказ уходит в муниципальные службы.

В-третьих, существует еще один очень важный организационный механизм, который коренным образом влияет на результат работы специалистов. Данный механизм заключается в использовании принципа конкурсного отбора общественной организации для реализации муниципального заказа.

Хотя безработица среди молодежи сократилась вдвое, у Германии все еще хватает проблем. К примеру, не все молодые люди, заканчивающие школу, в состоянии получить хорошую специальность. Наилучший способ - это сочетание школьного образования и овладения производственной специальностью на предприятии. Хотя не все страны могут внедрить у себя такую двойную учебно-производственную систему, все-таки остаются другие пути овладения специальностью. Не всех молодых людей нужно ориентировать на получение высшего образования. В Германии быть специализированным рабочим или мастером кустарных промыслов престижно. Реклама этих профессий дала прекрасные плоды.

В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время - на предприятии.

В училище молодежь получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные (родной и иностранный языки, математику, религию). А мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке.

Программа обычно рассчитана на три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, училища и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ. Ученики посещают учебные заведения в рамках системы дуального образования. Главная же функция государства - координация и обеспечение законодательной базы.

Также, хотелось отметить, ряд других стран. В Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Аналогично, в Италии и Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16--18 лет без среднего образования. В Италии также действует система договоров о работе при сокращенном рабочем дне и параллельном прохождении профессиональной подготовки непосредственно на предприятии; а в Швеции существует практика чередования учебы и трудовой деятельности.

В Бельгии определенная часть молодежи в обязательном порядке подключается к реализации общественно полезных культурных и социальных программ.

В Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Законодательства стран-членов Международной Организации Труда (МОТ) по-разному подходят к определению размера пособий лицам, охваченным программами профессиональной подготовки. При этом можно выделить три подхода:

1. Стипендия должна соответствовать разумному уровню жизни работника и его семьи.

2. Оплата должна быть достаточной, чтоб привлечь людей к участию в этой программе

3. Выплаты должны создавать правильное представление о возможностях работников, чтоб они не требовании слишком много от других нанимателей в будущем.

В США предприниматели, участвующие в программах профессиональной подготовки трудоустройства молодежи в соответствии с законом «О паритетной профессиональной подготовке рабочей силы», сами решают, выплачивать ли стипендии молодежи, равные минимальной заработной плате, или производить единовременные выплаты на период обучения.

В других странах - ФРГ, Швеции - программы содействия занятости молодежи предусматривают для молодых работников тот же уровень заработной платы, что и для других работников, занятых на аналогичных работах.

Страны-члены МОТ проводят единую, основанную на ее рекомендациях политику в области подготовки своих граждан, безработных и иных, не имеющих работу, к профессиональной трудовой деятельности. Она различается лишь в формах ее проведения.

Существенной особенностью политики в области профессиональной подготовки граждан, нуждающихся в трудоустройстве, является ее четкая ориентация на защиту в первую очередь интересов молодежи как наименее защищенной в социальном плане части населения, не готовой занять свое достойное место в обществе самостоятельно, без поддержки государства. Акцентируя внимание на защите интересов молодежи, государство тем самым снимает с будущего поколения зрелых граждан и самого себя необходимость решения уже в ближайшем будущем, и даже в настоящее время, чрезвычайно острых социальных проблем. Этому хорошо бы поучиться и российской власти. И надо сказать. Что она уже активизировалась в этом направлении.

Делись добром ;)