logo
"Новые медиа" в социальном взаимодействии

3. Новые медиа в социальном взаимодействии

Если вернуться к 2009 году, Business Week распространила ряд примеров, где компании были застигнуты врасплох сообщениями и сведениями, распространенными служащими в социальных сетях. В статье предлагался простой совет, как помочь фирмам сформировать свое присутствие, а не реагировать на произошедшее: "чтобы предотвратить информационные утечки и другие помехи, компании должны разработать руководящие принципы для общения в социальных медиа".

Крайне важно, чтобы каждая компания, независимо от размера, отрасли или местоположения, немедленно разработала и распространила руководящие принципы и политику, в любом случае использования социальных медиа в рамках организации - официально или неофициально. Чем больше компания, тем более неизбежен риск и разработка необходимой политики и обеспечение обучения для представителей и служащих будет препятствовать распространению нежелательных подробностей. Соответственно, это поощрит распространение желательной информации.

Служащих захватывают Twitter, Facebook, YouTube и другие социальные сети, а разум и чувства, которые управляют сдержанностью и рассудительностью, в этот момент затмеваются общественным признанием, которое наступает после нажатия кнопки "опубликовать". В некоторых отношениях социальные медиа омрачают подаренную нам возможность сокровенного монолога и здравого смысла, которые частично размениваются на мгновенное признание. [8]

Первым основополагающим свойством «новых медиа» является их дигитальность. Положительными моментами дигитальности являются: бесплатность информации для пользователя, не привязанность информации к какому-либо физическому носителю или месту, возможность бесконечного использования информации и быстрого распространения информации между пользователями. К отрицательным моментам можно отнести ограничение, которое накладывает цифровая природа новых медиа - необходимость наличия у пользователя цифрового устройства. Половина населения мира, которая не имеет цифровых устройств, остается за пределами новых медиа.

Очевидно, что важнейшей характеристикой новых медиа является интерактивность (от англ. Interaction - взаимодействие). Такой характеристикой не может похвалиться ни один из других медиаканалов. Интерактивность как социальное взаимодействие структурируется в нескольких структурах: типизации/стандартизации сообщений (языка, позиций взаимодействия), обмена (информацией, объектами, чувствами) и интерпретаций, производства впечатлений («имиджей»). [6]

Интерактивность как характеристика новых медиа относится к общению в социальных сетях, в блогах, на форумах, посредством электронной почты, интерактивным опросам, голосованиям и т.п. При интерактивном взаимодействии с сообщениями в новых медиа пользователь-потребитель имеет возможность также стать и пользователем-соавтором сообщения. Этот феномен приводит к ситуации коммуникативного равноправия между авторами и читателями, что невозможно осуществить в рамках традиционных «вертикальных» аналоговых медиа. [9]

Появление новых медиа, привело к созданию новых моделей интерактивности: «пользователь-пользователь» и «пользователь-сообщение». Размышляя об интерактивности «пользователь-пользователь», мы пришли к выводу, что чем больше общение в компьютерно-опосредованной среде напоминает межличностное общение, тем более интерактивной становится коммуникация. Взаимодействие «пользователь-сообщение» есть степень, в которой пользователи могут участвовать в изменении формы и содержания опосредованной среды в режиме реального времени.

Т. Ли в своей книге обобщил все основные компоненты онлайн-интерактивности: несколько потоков информации; простота добавления информации; осознанное управление пользователя; обратная связь в реальном времени; взаимодействие в реальном времени; социальные связи; упрощение межличностных связей. [5] Как итог, интерактивность объявляется самым важным свойством цифровых медиа, которое расширяет права и возможности граждан всего мира. Интерактивность медиа приводит к тому, что рядовые пользователи становятся активными гражданами и могут обсуждать и контролировать процесс принятий решений властными структурами. Об интерактивности «новых медиа» также говорит К. Райс, который определяет медиа как коммуникационные технологии, которые позволяют пользователям осуществлять интерактивное взаимодействие между собой, а также с информацией. [1]

Это позволяет «новым медиа» обрабатывать, хранить, восстанавливать большие объемы информации, объединять их с помощью гиперссылок, а также строить диалог между членами новых медиа. Полностью интерактивная коммуникация в рамках новых медиа обеспечивает равенство и равноправную симметрию коммуникативной мощности всем коммуникантам в их рамках.

Другое важное свойство новых медиа и наиболее отличающее их от обычных медиа, это гипертекстуальность. Гипертекстуальность в деятельности медиа предполагает новый способ прочтения и взаимодействия с читателем. Связь между текстами в новых медиа осуществляется благодаря гиперссылкам. Это дает новые возможности читателю для составления собственной картины медиапространства. Логика функционирования новых медиа заключается в том, что гипертекстуальность и интерактивность связаны между собой. Эта связь базируется на новой парадигме взаимодействия с информацией, предложенной сетью.

Пользователь не только имеет дело с текстом, разделенным на различные фрагменты, связанные между собой в определенном порядке, он непрестанно с ними взаимодействует, может прокомментировать содержание новостного сообщения, уточнить факты. [10]

Не стоит забывать и того, что все новые медиа - цифровые и, зародившись в Интернете, переняли сетевые свойства своего родителя. Именно благодаря гипертекстуальности образуются сетевые связи в новых медиа. Такая однородность медиапространства новых медиа позволяет построить схему с принципиально равноправными участниками медийного рынка. Если важная новость поступила от малоизвестного медиаигрока, у нее гораздо больше шансов дойти до массовой аудитории, чем у малобюджетной газеты - не в последнюю очередь благодаря гипертекстуальности и создаваемой ей однородности новостного поля. Гипертекст превращает линейный медиальный поток в сеть, состоящую из различных информационных посланий, в которой пользователи при помощи предложенных соединений могут составить собственный маршрут коммуникации. Этот феномен делает новые медиа самыми демократическими из всех существующих на данный момент медиа.

Формулировкой, наиболее полно раскрывающей концепцию гипертекста, является, на наш взгляд, дефиниция, предложенная М.М. Субботиным: «Гипертекст - соединение смысловой структуры, структуры внутренних связей некоего содержания, и технической среды, технических средств, дающих возможность человеку осваивать структуру смысловых связей, осуществлять переходы между взаимосвязанными элементами». [6]

Первостепенным свойством гипертекста является нелинейность, непоследовательность построения и восприятия информации. В «чистом» гипертексте нет иерархической структуры, нет фиксированного начала и конца; здесь нет и замкнутости, присущей обычному, линейному тексту. Одним из теоретических основоположников идеи нелинейного письменного текста принято считать Ж. Деррида.

В работе «О грамматологии» он указывает на то, что «то, с чем имеет дело современное мышление, не может быть представлено на письме линейно, в форме книги». [3]

Именно гипертекст и его нелинейность приводит к возникновению следующей, одной из самых интересных для социальной философии характеристики новых медиа - видимой бесконечности.

Благодаря этому каждый день в рамках новых медиа появляются миллионы строк текста и миллионы фотографий. А поскольку, как мы уже называли, новые медиа цифровые, эти тексты и фотографии распространяются по всему пространству медиа, а значит, контента становится в тысячи раз больше за счет такого дублирования. [4]