logo
Изучение работы социального педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя, на примере школы № 21 города Сергиев Посад

1.3 Содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребёнка, склонного к употреблению алкоголя;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к алкоголю;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, её быта и культуры взаимоотношений между её членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребёнка, имеющего алкогольную или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации [4,с.35-38].

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций [10,с.25-26].

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребёнка, вовлечённости его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности.

Вторая функция - прогностическая. Сущность функции заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребёнком, склонному к алкоголизму.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов её осуществления. Четвёртая функция - деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребёнка [10,с.28].

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребёнком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создаёт условия для провидения свободного времени; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребёнка, склонного к алкоголизму. Шестая функция - коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между её участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов[10,с.29-30]. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность личности, её целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.[23,с.305-306]