Изучение свободного времени населения
2.1 Сравнительный анализ свободного времени жителей России и США
Задачей данной работы является анализ различий, существующих между городским работающим населением России и США по: 1) величине свободного времени (СВ); 2) ценностным ориентациям СВ; 3) использованию СВ. Источниковую основу составляют исследования бюджетов времени: 1) советско-американского (1986 г., Псков и Джексон, штат Мичиган); 2) повседневной деятельности и бюджета времени (Псков, 1995 и 1997/98 гг.); 3) американского, осуществленного проф. Д. Робинсоном в США в 1998/99 гг. [1, 2, 3, 4, 5].
Величина свободного времени
Для удовлетворения досуговых потребностей горожанин (работающий и неработающий) в России и США в 1986 г. располагал примерно 40 часами свободного времени в неделю. У работающих горожан величина СВ была меньше: в г. Пскове у мужчин она составляла 34,5 часа, у женщин - 26,5 часа, в г. Джексон -соответственно 36,7 и 34,6 часа. Таким образом, американцы располагали в 1986 г. намного большим СВ по сравнению с жителями Пскова: мужчины -на 2,7, а женщины -на 8,9 часа в неделю. К концу XX в. разница в величине СВ по сравнению с американцами у работающих мужчин в Пскове еще более возросла -до 7,4 часа, а у женщин несколько уменьшилась -до 6,1 часа.
Примерно такой же, как в России, была величина СВ работающих мужчин Канады. Исследование СВ работающих женатых жителей с детьми до 18 лет в 1986 г. показало: мужчины имели 32,0 часа в неделю, женщины -- 25,4, а в 1998 г. соответственно - 31,1 и 37,4 часа [4]. Таким образом, если в 1986 и 1998 гг. у работающих мужчин в Канаде по сравнению с их российскими коллегами разница была небольшой, то у женщин в 1998 г. она оказалась весьма значительной -около 8 часов в неделю.
"right">Таблица I "right">Структура бюджета времени работающих жителей г. Пскова (1986 г.) при разной величине свободного времени (на человека в часах за неделю)
Группы видов деятельности |
Продолжительность свободного времени (часов) |
||||||||
Мужчины |
Женщины |
||||||||
До 14 |
14-28 |
28> |
В среднем |
До 14 |
14-28 |
28> |
В среднем |
||
Число обследованных |
70 |
291 |
430 |
791 |
259 |
410 |
374 |
1043 |
|
1. Работа |
68,0 |
56,5 |
30,5 |
43,2 |
57,5 |
49,9 |
17.3 |
39,8 |
|
2. Виды деятельности, связанные |
15,0 |
13,4 |
7,0 |
10,0 |
11,9 |
10,0 |
3,2 |
7,9 |
|
с работой |
|||||||||
3. Труд в домашнем хозяйстве |
10,1 |
10,3 |
10.7 |
10,5 |
22,4 |
19,4 |
24,7 |
22,1 |
|
и бытовые потребности |
|||||||||
4. Физиологические потребности |
62,0 |
62,9 |
66,6 |
64,9 |
63,1 |
63,7 |
71,3 |
66,3 |
|
5. Свободное время |
9,8 |
22,1 |
47,1 |
34,8 |
9,2 |
20,8 |
44,9 |
26,8 |
|
6. Передвижения, не связанные |
2,7 |
2,8 |
6,1 |
4,6 |
3,9 |
4,2 |
6,6 |
5,1 |
|
с работой |
|||||||||
7. Нераспределенное время |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
Наряду с различиями по полу величина СВ колеблется и в зависимости от семейного статуса, возраста, социального положения. Неженатые (незамужние) и в России, и в США располагают большим СВ по сравнению с женатыми (замужними), причем обе категории -в России меньше, чем в США. Аналогичные различия существуют и у работающих разного возраста. Среди мужчин в США намного больше СВ по сравнению с Россией имеют пожилые (60-65 лет) -на 12 часов в неделю, и молодые -на 10 часов, а среди женщин самые молодые -до 16 часов в неделю.
Социальное положение в России не оказывало существенного воздействия на величину СВ: у рабочих, ИТР и служащих в будние дни оно составляло около 4-х часов в день, в нерабочие дни - 8-10 часов. А вот в США ИТР по сравнению с рабочими и служащими в нерабочие дни имели почти в 2 раза меньше СВ. Это обусловлено, по-видимому, их большей трудовой нагрузкой.
Следует иметь в виду, что за средними показателями свободного времени скрываются довольно большие внутренние различия. Так, среди обследованных работающих жителей Пскова имели в рабочие дни до 1 часа СВ 7,2%, от 1 до 2 часов - 16,2%, от 2 до 3 часов - 25,2%, от 3 до 4 часов - 22,7%, от 4 до 5 часов - 16,4%, свыше 5 часов -12,3%. Неодинаковую величину СВ определяет прежде всего разная продолжительность труда. Это характерно для работающих в Пскове, как и в Джексоне (табл. 1 и 2).
Различия в продолжительности рабочего времени в день опроса обусловлены многими причинами: разницей в установленной его величине для отдельных групп работающих, влиянием режима работы и продолжительности рабочих смен (6,7,8,9,10 и более часов). У кого-то основная ее часть приходится на предшествующий обследованию день, а на день обследования -всего 1--2 часа или меньше. Все это оказывает влияние на среднюю продолжительность СВ тех или иных обследуемых групп работающих. Разница в величине СВ среди этих групп весьма значительна. В Пскове у мужчин: от 9,8 часа в неделю до 47,1 часа, у женщин -от 9,2 до 44, 9 часа. Аналогичная картина и в Джексоне.
"right">Таблица 2 "right">Структура бюджета времени работающих жителей г. Джексона (1986 г.) при разной величине свободного времени (на человека в часах за неделю)
Группы видов деятельности |
Продолжительность свободного времени (часов) |
||||||||
Мужчины |
Женщины |
||||||||
До 14 |
14-28 |
28> |
В среднем |
До 14 |
14-28 |
28> |
В среднем |
||
Число обследованных |
37 |
67 |
131 |
235 |
26 |
66 |
ПО |
202 |
|
1. Работа |
64,5 |
57,3 |
28,4 |
41,8 |
53,2 |
50,2 |
22,6 |
35,0 |
|
2. Виды деятельности, связанные |
8,6 |
7,8 |
4,6 |
6,1 |
8,3 |
7,7 |
3,4 |
5,7 |
|
с работой |
|||||||||
3. Труд в домашнем хозяйстве |
12,4 |
10,2 |
10,3 |
10,6 |
19,0 |
16,2 |
18,4 |
17,8 |
|
и бытовые потребности |
|||||||||
4. Физиологические потребности |
68,6 |
66,2 |
65,8 |
66,3 |
70,5 |
65,4 |
68,6 |
67,7 |
|
5. Свободное время |
8,7 |
21,6 |
51,7 |
36,9 |
9,2 |
22,2 |
47,1 |
34,6 |
|
6. Передвижения, не связанные |
5,2 |
4,9 |
7,2 |
6,3 |
7,8 |
6,0 |
7,9 |
7,2 |
|
с работой |
|||||||||
Итого |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
168,0 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работающее население в России располагает довольно значительной величиной свободного времени. Однако она в последние годы намного (примерно на 1 час в день) меньше, чем в США. Причем, если для США характерно продолжение роста СВ, то в России, наоборот, наметилась тенденция к его снижению.
Увеличение СВ у женщин объясняется скорее вынужденной неполной занятостью.
"right">Таблица 3 "right">Предпочтения в отношении свободного или рабочего времени работающих жителей гг. Пскова и Джексона (% к итогу)
Псков |
Джексон |
||||
1986 |
1995 |
1986 |
|||
Иметь больше свободного времени при меньшей продолжи- |
11,8 |
5,0 |
15,2 |
||
тельности рабочей недели и меньшем заработке |
|||||
Иметь меньше свободного времени, но более продолжительную |
14,4 |
52,5 |
10,5 |
||
рабочую неделю, чтобы больше зарабатывать |
|||||
Иметь существующую продолжительность рабочей недели |
73,8 |
42,5 |
74,3 |
||
и величину свободного времени |
|||||
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Начавшееся снижение величины свободного времени свидетельствует об уменьшении его ценности. Если среди работающих жителей Пскова в 1986 г. за увеличение СВ высказались 11,8% опрошенных, то в 1995 г. -в два раза меньше - 5,0%, а за сокращение соответственно - 14,4 и 52,5%. В США же, несмотря на значительно большую величину свободного времени, многочисленнее в 1986 г. (данных за 1995 г. нет) оказались и сторонники увеличения его продолжительности - 15,2% (табл. 3).
Следует заметить, что работающие жители в России придают несколько большее значение по сравнению с занятиями в свободное время своим работам в домашнем хозяйстве. Около 65% работающих жителей и Пскова, и Джексона оценили занятия этими работами как "одинаково важные" со свободным временем. Однако, если мы примем оставшуюся треть ответов работающих за 100%, то из них 78,3% в Пскове оценили работы в домашнем хозяйстве как более важные, чем занятия в СВ, а американцы выше оценили занятия в СВ (53,6% против 46,4%, высказавшихся за домашние работы) (табл. 4).
"right">Таблица 4 "right">Что предпочтительнее для работающих жителей гг. Пскова и Джексона -работа в домашнем хозяйстве или занятия в свободное время? (% к итогу)
Все ответившие |
Ответившие на два первых |
||||
вопроса |
|||||
Псков |
Джексон |
Псков |
Джексон |
||
1. Работа в домашнем хозяйстве важнее |
27,1 |
16,3 |
78,3 |
46,4 |
|
2. Занятия в свободное время важнее |
7,5 |
18,8 |
21,7 |
53,6 |
|
3. То и другое одинаково важно |
64,3 |
64,9 |
- |
- |
|
4. Затрудняюсь ответить |
1,1 |
- |
- |
- |
|
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, наши и американские работающие городские жители обладают в среднем достаточно большой величиной СВ. Избыток СВ в Пскове ощущают немногие -около 8%, в Джексоне - 18%, а недостаток времени соответственно - 60,0 и 58,9%. Поэтому и степень удовлетворенности величиной своего СВ относительно невысока. У работающих жителей Пскова ее индекс, рассчитанный по 5-балльной шкале, составлял у мужчин - 3,37, у женщин - 2,82 %, а в Джексоне, соответственно -3,26 и 3,00. Т.е. у мужчин в России этот индекс оказался несколько выше, чем у американцев, хотя у последних свободное время было в 1986 г. почти на 3 часа в неделю больше. У женщин же в России он оказался значительно ниже, чем в США. Однако у последних он невысок - 3,00, хотя СВ у них достигало почти 35 часов в неделю.
Свободное от оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей время необходимо людям для осуществления разно-образных культурных, образовательных, физических и социальных потребностей. На них у разных социальных групп населения влияют многочисленные факторы: воспитание, профессия, материальные условия и т.д. С ростом образовательного уровня населения должны расти и его культурные, физические и социальные потребности. Технический прогресс, обеспечивая постепенное сокращение продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей. Используем в дальнейшем для их наименования термин "досуго-вые потребности".
Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп:
1. Информационные -просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.;
2. Развлекательные -посещение зрелищных учреждений и мероприятий, различные игры и т.д.;
3 . Общение -с членами семьи, друзьями, сослуживцами;
4. Физические -занятия физкультурой, спортом, туризмом;
5. Социальные (в узком смысле значения слова) -участие в деятельности общественных и религиозных организаций;
6. Образовательные -учеба, повышение квалификации, т.е. приобретение новых знаний и умений;
7. Простой отдых -ничегонеделание.
Эти потребности реализуются в разных видах деятельности. Однако, например, чтение может быть одновременно и развлечением и средством получения новых знаний, информации и просто отдыхом. То же можно сказать о "голубом ящике" и других занятиях. Как показывают материалы исследований, перечень видов деятельности, через которые реализуются досуговые потребности, у работающего населения России и США одинаковый. Несколько различается лишь время, уделяемое некоторым из них.
Современный образ проведения СВ не требует от городских жителей больших умений. Это подтвердили в ходе исследований данные ответов на вопрос о досуговых умениях. Пожалуй, большим их спектром обладали американцы. Так, среди работающих мужчин Пскова чаще всего хорошо и отлично умеют играть в шашки, домино, лото (36%), в карты (29%), в шахматы (17%), ухаживать за комнатными животными (17%). Среди мужчин в Джексоне умеют играть в карты - 49%, ухаживать за комнатными животными 47%, заниматься комнатным цветоводством - 36%, играть в шашки, домино - 33%, играть в бильярд - 32%, заниматься техническим творчеством - 24% и т.д. Наибольшая разница в удельном весе умеющих хорошо и отлично заниматься тем или иным делом в СВ существует в занятиях комнатным цветоводством, коллекционированием, в настольных играх. В целом следует оценить уровень досуговых умений жителей Пскова как весьма невысокий. Очень многие не умеют танцевать, петь, фотографировать, играть в шахматы и т.д. К сожалению, нет данных об умениях в динамике. По-видимому, их уровень не растет, а снижается. Ведь современный человек все более превращается в свободное время из "актера" в зрителя, или созерцателя (не играющего в футбол, а наблюдающего за игрой по телевизору и т.д.).