Анализ основных подходов к организации информационного сопровождения деятельности центров патриотического воспитания в Приволжском федеральном округе Российской Федерации

дипломная работа

1.1 Патриотическое воспитание молодежи: понятие, сущность, содержание

В конце 20 века Россия вступила в новую переломную эпоху, начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической, духовной сферах жизни общества, а также изменение претерпело и сознание людей. Эти изменения плавно перетекли и в новое тысячелетие. С распадом Советского союза разрушилась и система патриотического воспитания молодого поколения, которая сложилась за почти семидесятилетнюю историю существования данного государства. Прошло достаточно времени до того как государственная власть осознала необходимость работы в направлении патриотического воспитания, создания новой системы такого воспитания. За годы бездействия и апатии лишь у небольшого числа молодых людей сохранилось понимание патриотизма, любви к своему Отечеству, понимание того, что значит быть достойным гражданином своей страны и человеком. Разрушение системы патриотического воспитания отрицательно сказалось на развитии молодежи, на смену пришло молодое поколение, у которого в принципе такая ценность как патриотизм отсутствует. Сегодня патриотическое воспитание молодежи - задача стратегической важности, от решения которой зависит наше будущее завтра, безопасность нашей страны и ее стабильное развитие.

При этом требуется единое представление и понимание патриотизма и патриотического воспитания, как на уровне государственной власти, так и на уровне общества, понимание того, каким должен быть российский патриотизм и соответствующая ему патриотическая работа, чтобы воспитать настоящих патриотов страны и сделать это не номинально, а фактически. Патриотическое воспитание молодежи определяется сущностью патриотизма, его пониманием.

О патриотизме как основной идее, движущей силе общества и государства говорили еще и во времена глубокой древности. В отечественной истории наибольший вклад в исследование патриотизма внесли М.В. Ломоносов, А.С. Хомяков, Н.М. Карамзин, Ф.И. Тютчев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Г.П. Федотов, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Г.В. Плеханов, П.Б. Струве, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков и др. В своем творчестве они рассматривают патриотизм как важное свойство присущее жизни человека-гражданина, созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы [16, С. 9-10].

Патриотизм в философском словаре определяется как "благородная любовь к Родине как к месту рождения или же, как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности" [48].

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что историческое развитие этого понятия связано с образованием и укреплением государств в их борьбе за свой суверенитет, национальную независимость, поэтому патриотизм связывается с национальной идеей. Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления. Современное понимание патриотизма предполагает деятельное участие всех граждан в упрочении авторитета России как внутри страны, так и в мире за счет активного развития национальной промышленности, сельского хозяйства, культуры и искусства, высоких технологий. В любом случае патриотизм - это добровольная позиция человека, которую он принимает и придерживается, где приоритеты государства не ограничения, а причина личной индивидуальной свободы, условие становления и развития гражданского общества.

"Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации" определила патриотизм как наиболее глубокое человеческое чувство, закрепившееся вековой и тысячелетней историей развития человечества. Государственный подход к определению патриотизма предполагает понимание его как любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите [1]. Патриотизм - это синтез любви к месту, где родился, к месту, где сейчас проживаешь, и наличия активной гражданской позиции.

Но нельзя думать, что чувство патриотизма должно порождать чувство неприязни к другим странам и людям. Настоящий патриотизм гуманистичен, содержит в себе уважение к другим народам и государствам, к их традициям и обычаям [40]. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что быть патриотом - это выступать не против чего-то, а выступать и защитать то ценное, чем обладает общество в целом и каждый человек в отдельности.

Патриотизм как социальное качество не наследуется вместе с генами родителей, его можно только сформировать в процессе воспитания [16]. Патриотическое воспитание объединяет в себе различные виды воспитания как свои составляющие: нравственное, физическое, гражданское, трудовое, идейно-политическое, правовое и др. В связи с этим делая упор на патриотическое воспитание молодежи, задействуется сразу несколько сфер, формируется разносторонне развитый человек.

Патриотическое воспитание в самом широком смысле - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В узком смысле исследователи рассматривают патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность отдельных субъектов патриотического воспитания. Воспитание патриотизма рассматривается Бузским М.П., Вырщиковым А.Н., Кусмарцевым М.Б. в исследовании феномена патриотизма в жизненном пространстве российского общества как процесс адресного воздействия на сознание и чувства молодых людей, своими функциями направлено на формирование у них определенных установок, мотивов, взглядов, принципов, ценностей, идеалов, личностных характеристик, поведенческих черт и межличностного общения [13].

Патриотическое воспитание имеет три содержательные линии: национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое воспитание [24]. Национально-патриотическое воспитание подразумевает воспитание человека на основе любви к своей малой Родине, духовных и культурных ценностей своего народа, формирование национального самосознания, уважение к национальным традициям и обычаям, проявление чувства гордости за свой народ, его историю. Понимание гражданско-патриотического воспитания заключается в формировании качеств гражданина и патриота своей страны, когда молодежь осознает свой конституционный долг, который заключается в четкой гражданской позиции, законопослушности, готовности к добровольному служению своей стране на ее благо, участию в социально значимых делах. Военно-патриотическое воспитание - систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность субъектов системы патриотического воспитания по формированию у молодёжи патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества. В связи с этим можно определить цель патриотического воспитания: воспитание настоящего патриота, который любит свое Отечество, предан своей стране, готов ей во благо самозабвенно трудиться и защищать ее интересы. Можно говорить, что качественными результатами данного воспитания будут высокая социальная активность граждан РФ, их гражданская ответственность, духовность, позитивные ценности и качества граждан, которые можно направить в созидательном русле, что будет в жизненно важных интересах страны, укрепления государства, обеспечения устойчивого развития.

Дискуссионным остается вопрос: а кого все-таки можно назвать патриотом? Является ли человек патриотом, если он сидит у себя на кухне, пьет чай и говорит о том, как он любит свою Родину, страну и т.п., при этом, не стремясь выразить свое чувство и отношение в действиях? Или же все-таки патриот - это тот, кто в первую очередь делает что-то на благо своей страны, занимается социально значимыми делами? Правы те, кто считает, что не бывает чувства, отношения без выражения его в деятельности, так же как и не бывает деятельности, не основанной на чувстве патриотического характера. Процесс патриотического воспитания включает три взаимосвязанных компонента: сознание, отношение, деятельность. Ни один из них в рамках патриотического воспитания не может существовать в отрыве от других. Это определяет задачи и само содержание процесса патриотического воспитания, которое заключается в воспитании патриотических чувств, формировании на основе патриотических знаний патриотических взглядов и убеждений, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной патриотической деятельности.

Не смотря на ориентацию содержания патриотического воспитания и его системы на всех граждан Российской Федерации, при этом приоритет все же отдается патриотическому воспитанию молодежи. В связи с этим можно говорить, что эффективность такого патриотического воспитания будет зависеть от его целевой, адресной направленности, которая учитывает реальное положение объекта воспитания, в данном случае молодежи, его место и позицию в обществе, его текущее состояние, вследствие чего отбираются и используются методы и средства патриотического воспитания адекватные объекту.

Для того, чтобы осуществлять единую государственную политику в сфере патриотического воспитания создается и принимается государственная программа патриотического воспитания граждан в РФ (далее Программа), появление которой было обусловлено тем, что консолидировать общество и укрепить государство в условиях существовавшего глубокого кризиса в стране представлялось возможным лишь на основе патриотизма, что предполагало реанимирование системы патриотического воспитания. В настоящий момент действует уже четвертая Программа, которая принималась для дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания, повышения качества работы в данной сфере. Сама же система патриотического воспитания объединяет и координирует в себе всю многоплановую работу по патриотическому воспитанию. Она включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации, организуемой и проводимой на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей общественных организаций, научных и творческих союзов, основных религиозных конфессий страны [39].

Проводниками патриотического воспитания выступают субъекты воспитательной деятельности патриотической направленности. Сегодня в регионах нашей страны основными субъектами системы патриотического воспитания становятся региональные центры патриотического воспитания, которые способны укрепить и повысить эффективность системы патриотического воспитания и всего патриотического воспитания. Безусловно, система региональных Центров еще находится в процессе своего становления, активно они начали создаваться несколько лет назад во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Уже в 78 субъектах Российской Федерации созданы центры патриотического воспитания молодежи, в том числе центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе [2]. Именно центры патриотического воспитания становятся основными трансляторами патриотизма, патриотического воспитания для молодежи, ввиду осуществления комплексного подхода в решении задач по патриотическому воспитанию молодого поколения. В центре должна быть скоординирована вся патриотическая деятельность региона, организационная, научно-методическая, информационная и т.д. Центры решают вопросы информационно-методического обеспечения, содействуют в организации работы по патриотическому воспитанию и координируют ее. Центры патриотического воспитания используют различные формы работы: круглые столы, конференции, лекции, конкурсы, спортивные и военно-спортивные соревнования, смотры, вечера памяти, диспуты. Благодаря такому разнообразию форм работы возможно привлечение большего круга молодежи, разных категорий молодежи в мероприятия патриотической направленности.

Патриотическое воспитание одна из задач, которая предполагает формирование у молодежи общественно значимых ориентаций, ценностей, убеждений, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых российскому обществу процессов и явлений, разрушающих его устои. Процесс формирования ценностных установок, основанных на патриотизме, у молодого поколения идет в сложной ситуации, в которой происходящие процессы определяют актуальность патриотического воспитания, а нормативно-правовое закрепление определяют основные приоритеты данной сферы.

Делись добром ;)