logo
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначения пенсии

1.1 Нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета

Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[2], законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Конституция РФ непосредственно не закрепляет систему правоотношений по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета. Однако в Конституции России в ч. 2 ст. 39, содержится правовая норма о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом, Конституция содержит норму, обязывающую государство на законодательном уровне регулировать вопросы исчисления и назначения трудовых пенсий, а далее государство самостоятельно должно решать для себя то, какими правовыми нормами законодательного характера будут урегулированы пенсионные правоотношения.[1]

Отметим, что в нашей стране началось коренное реформирование всего пенсионного законодательства. Одной из причин тому послужило то, что наша страна, как и ряд других зарубежных стран, стала сталкиваться с такой проблемой, как общее старение населения.[14]

Пенсионное страхование, как и система индивидуального (персонифицированного) учета, существует в нашей стране уже довольно давно, Закон о персонифицированном учете был принят в 1996 г.[2] Однако смысл введения индивидуального (персонифицированного) учета до пенсионной реформы 2001 г. был иной, чем в настоящее время. Ранее индивидуальный (персонифицированный) учет просто позволял учитывать общую сумму всех страховых взносов, совершенных за застрахованное лицо в рамках правоотношений по пенсионному страхованию, давал возможность точно определить и рассчитать все периоды трудовой деятельности гражданина, упрощал порядок реализации пенсионных прав граждан.[14]

Но впоследствии в индивидуальном (персонифицированном) учете стали отдельно учитывать и доходы от инвестирования сумм страховых взносов, таким образом, система формирования пенсионного капитала гражданина за весь период его трудовой деятельности усложнилась.[16]

Федеральное законодательство всегда дополняется рядом подзаконных нормативно-правовых актов, также принимаемых органами государственной власти федерального уровня. В настоящее время можно назвать следующие нормативные правовые акты подзаконного характера, которыми регулируются правоотношения по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета[11]:

- Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»[10];

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1572н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Впоследствии правовая база индивидуального (персонифицированного) учета была дополнена Федеральным законом от 05.05.1997 № 77 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации»[5] и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.10.2001 № 138-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования», нормативными документами Министерства труда России и Пенсионного фонда.[6]

В соответствии со статьей 1 Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» (с изменением и дополнением от 25.10.2001 года) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.[2]

Таким образом, каждый нормативно-правовой акт, регулирующий порядок организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета имеет свое значение в пенсионном законодательстве. Государство предусмотрело, чтобы в законодательстве не было пробелов и недочетов и это сделать удалось. На настоящий момент можно делать вывод, что законодательство в данной сфере не требует совершенствований, обновлений, так как указанные нормативно-правовые акты обеспечивают внутреннюю согласованность правовой системы.