Анализ особенностей содержания и организации работы с молодежью на предприятии

дипломная работа

1.1 Меры государственной молодежной политики в Российской Федерации, определяющие положение рабочей молодежи в социально - экономической структуре

В условиях развития современного прогрессивного общества все больше возрастает роль человеческого капитала, поддерживающего конкурентоспособность и национальную безопасность страны в период глобализации. При этом постепенная трансформация общественных систем затрагивает в первую очередь молодежь, в частности и рабочую, как ключевой трудовой ресурс и потенциал государства. В действующих реалиях государственная молодежная политика (далее ГМП), направленная на повышение уровня жизни и стимулирование профессиональной активности именно молодых рабочих приобретает все более значимый характер.

Актуальность выделения рабочей молодежи из общего числа работающего молодого поколения объясняется теми тенденциями, которые характерны для современных условий. Ежегодное сокращение числа учреждений, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, уменьшение приема и численности выпускников НПО и СПО создает дисбаланс на рынке труда и дефицит рабочих профессий, особо остро необходимых на промышленных предприятиях. В настоящее время государственный сектор подготовки рабочих кадров включает в себя 4 444 образовательных учреждений (в том числе 1 719 НПО и 2 725 СПО). В 2012 году на программы НПО принято 451,1 тыс. человек, СПО - 729,0 тыс. человек, что в целом составило 1 180,1 тыс. человек. В негосударственном секторе осуществляется подготовка рабочих кадров, в том числе по краткосрочным программам профессиональной подготовки на базе учебных центров корпораций - 256 учреждений с общим контингентом 106,0 тыс. человек. При этом недостаточная привлекательность рабочих профессий среди населения, массовая ориентация молодежи на получение высшего образования, разрыв образовательных методик от реально необходимых компетенций на рабочем месте в силу постоянного совершенствования технологий производства способствует снижению кадрового обеспечения молодыми рабочими. В период с 2001 по 2010 год число «квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, связи, геологии» снизилось почти вдвое - с 24% до 13,9%, «операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин, слесарей-сборщиков» с 14% до 12,5%, «квалифицированных рабочих сельского, лесного, охотничьего хозяйства» уменьшилось с 5,6% до 3%, как и число неквалифицированных рабочих - с 14,6% до 10,9% [21].

В связи с этим, в настоящее время реализуется «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года» [3]. Модернизация и глобализация производственных процессов требует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает формирование у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры. Этим обуславливается повышенное внимание к образовательным учреждениям начального и средне профессионального уровня. Принятие документа уже является основанием к разделению между собой двух понятий «работающей» и «рабочей» молодежи.

В настоящее время подход, связанный с выделением работающей молодежи, включающей в себя и количество молодых рабочих, занятых в промышленном секторе (24,5% при общей численности населения в возрасте от 18 до 35 лет - 41 123 721 чел.) в качестве одного из приоритетов развития государственной молодежной политики в Российской Федерации только начинает формироваться. Если в «Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года» деятельность по отношению к рабочей молодежи не рассматривалась вообще, определяя отдельные общенациональные проекты, которые так или иначе могли отражать интересы и потребности молодых рабочих, в частности такие как: «Новый взгляд», формирующий настрой на успешное осуществление профессиональной деятельности и «Завтра начинается сегодня», стимулирующий инновационную активность, то в новых документах дается более четкая конкретизация понятий и направлений развития [1].

Так, основным нормативно-правовым источником, определяющим цели и задачи молодежной политики на государственном уровне на сегодняшний день, являются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Основы ГМП до 2025года) [2]. Следует отметить, что документ закрепляет основную терминологию, устанавливая возрастные границы и уровень образования молодого работника. Согласно Основам ГМП до 2025 года «молодой специалист» - это гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией. Предложенное определение содержит более общие характеристики, но в то же время дает основание для выделения рабочей молодежи в качестве отдельной группы трудового коллектива в рамках предприятия. Кроме того, в документе выделяется приоритет в повышении качества подготовки молодых специалистов именно по инженерно- техническим направлениям. Учитывая то, что модернизация промышленного сектора в России требует постоянного повышения качества рабочей силы, то реализация обозначенного направления представляется весьма актуальным и необходимым. Вместе с этим, в документе отмечается ряд принципиальных положений, создающих условия для роста профессионального уровня и проявления активности в среде молодых рабочих: развитие института наставничества на предприятиях и моделей молодежного самоуправления в трудовых коллективах. Закрепление последней позиции на уровне государственно молодежной политики имеет особое значение. Содействие созданию молодежных объединений в рамках предприятия, наделенных реальными возможностями для выражения собственных интересов, формирует субъект - субъектное взаимодействие между представителями актива рабочей молодежи и руководством. Такие отношения должны способствовать оптимально комфортным для обеих сторон условиям обсуждения и обозначения своих позиций. Также особое внимание в документе уделяется развитию инновационной активности молодого поколения, что, несомненно, отражает интересы и рабочей молодежи.

Однако, несмотря на то, что интерес к работающей молодежи, а в частности и к рабочей, на государственном уровне начинает постепенно приобретать более конкретные значения с выделением приоритетов, целей и задач, все же в настоящее время в нормативно-правовом поле государственной молодежной политики эта категория молодежи не имеет достаточного внимания. В первую очередь это обуславливается отсутствием реальных и прозрачных механизмов поддержки молодых рабочих. В частности, эффективное использование потенциала инновационной активности молодежи невозможно без формирования адекватной законодательной системы, создающей возможности для профессионального творчества. Не менее значимым недостатком является и то, что отсутствие четких приоритетов и направлений, учитывающих комплексную поддержку молодых рабочих, создает почву для различных интерпретаций в осуществлении работы с молодежью в рамках предприятия.

Предложение основных приоритетов развития рабочей молодежи в рассматриваемых нормотворческих документах дает представление о том, в каких направлениях следует реализовывать молодежную политику. Система ориентиров должна учитывать интересы и потребности всех субъектов отношений. В связи с этим, целесообразно показать ценностные ориентации и установки рабочей молодежи и проанализировать, насколько они совпадают с теми ожиданиями, которое к ним предъявляет общество и государство.

В этом контексте интересна исследовательская работа отечественного автора С. Косициной [12]. В ходе анкетирования рабочей молодежи (n=800 чел. из них 59,5% представителей мужского и 40,3% женского пола) были установлены основные жизненные ориентации выбранной категории трудящихся. Так, согласно полученным данным наиболее важной ценностью оказалось «качество жизни» (63,4 %), затем «семья» (51,3%), «материальные ценности/ финансовая независимость» (47,6%), «важность работы и карьеры» (38,8%), «здоровье» (26,9%). Наименьший отклик в сознании рабочей молодежи получили позиции: «активная жизненная позиция» (22,8%), «самовыражение» (15,9%) , «Способность к достижениям» (12,8%), «образование» (12%), «общественное положение» (8,8%), «культурное развитие» (7,0%), «религия/вера в Бога» (5,3%), «национальные и культурные традиции» (1,3%). Анализ приведенных данных показывает, что приоритеты к развитию своего жизненного сценария у молодого поколения и государственной молодежной политики совпадают лишь частично: обеспечение высокого качества жизни, ценность семьи и поддержание здоровья. При этом необходимые установки в условиях трансформации общества и экономики в среде рабочей молодежи, к сожалению, не находят отражения: активная жизненная позиция, ориентированная на достижение высоких результатов в трудовой деятельности, повышение уровня образования и культурного развития.

Вместе с этим, исходя из понимания того, что государственная молодежная политика выступает в качестве стимулирующей и направляющей силы для всех категорий молодежи, то целесообразно обозначить тот контекст, в который вписывается работа, осуществляемая в интересах молодых рабочих на предприятии [15]. Реализация первостепенных приоритетных задач, декларируемых в Основах ГМП до 2025года, могут существенным образом повлиять на ценностные ориентации, стиль жизни, культурное и профессиональное развитие рабочей молодежи. В этой связи, ориентирование на приоритеты ГМП с учетом специфики собственной производственной сферы дает преимущества предприятиям. Так, решение задач, учитывающих комплексный подход к формированию и реализации молодежной политики, основывается на следующих направлениях:

1) Формирование системы гуманистических ценностей, направленной на созидательные отношения в молодежной среде. Проведение программ и проектов гражданско - патриотической тематики, направленных на воспитание активной позиции рабочей молодежи будет выступать инструментом к формированию гордости за историю своей страны, предприятия, проявлением уважения к ветеранам труда. Эти меры, в том числе, способны изменить устойчивый стереотип о рабочей профессии как о социально-несостоятельной, сложившейся в последние десятилетия [24]. За счет популяризации людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности в рамках определенного предприятия, это представление может измениться. Кроме того, осуществление деятельности в этом направлении будет профилактикой экстремистских и протестных настроений в среде молодых рабочих, что является залогом стабильной и эффективной трудовой деятельности.

2) Развитие и поддержание условий для самообразования рабочей молодежи, внедрение инновационных и образовательных технологий. Этот курс напрямую связан с ориентацией на улучшение качества рабочей силы за счет создания и совершенствования новых форм и методов повышения образовательного уровня, квалификации молодых рабочих. В частности, это вопросы поиска технологий, позволяющих совмещать учебную и трудовую деятельность, мотивации молодежного актива и талантов, проведение конкурсов профессионального мастерства, охватывающих все категории молодых работников на предприятии, развитие инфраструктуры для проявления профессиональной активности.

3) Формирование ценностей здорового образа жизни и повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности рабочей молодежи. Необходимость повышенного внимания к обозначенному направлению обуславливается объективными особенностями рабочей молодежи промышленного сектора. В первую очередь это по преимуществу физически тяжелые и опасные условия труда. В исследованиях американского профессора А.Аннастази доказывается связь между возрастом и уровнем травматизма на производстве [16]. Недостаток профессионального опыта, а также явление «вторичной беспечности», когда человек привыкает к опасности, проявляется именно в молодости. Не менее серьезной проблемой является более выраженная склонность к вредным привычкам, в частности к злоупотреблению алкоголем, что является следствием снижением производительности труда, а в более тяжелых случаях и полной утратой трудоспособности [9]. Таким образом, минимизация обозначенных проблем возможна за счет повышенного контроля к соблюдению охраны труда молодыми рабочими на производстве, а также вовлечения в регулярные занятия физической культурой и проведения спортивных состязаний. Известно, что именно спорт является источником комфортного психологического фона в трудовом коллективе, задает работникам физического и умственного труда настрой на работу и благоприятный тонус, положительно влияет на приобретение профессионального мастерства, что непосредственно отражается на качестве производимой продукции [28].

4) Формирование ценностей семейной культуры и оказание всесторонней поддержки молодым семьям. Направление включает в себя популяризацию образа молодой благополучной семьи, направленной на рождение и воспитание детей. Вместе с этим, комплексная поддержка заключается в решении жилищных проблем, развитии субсидий и льгот, обеспечение оздоровления и рекреационного отдыха, способствующему восстановлению физических сил. Создание благоприятных условий для молодых семей даст дополнительное преимущество предприятию в вопросах кадровой политики по отношению к молодым специалистам, что важно в условиях высокой текучести молодых работников именно в рамках промышленных предприятий [29]. В качестве примера можно привести крупнейшие корпорации Японии, где преданность персонала своей фирме занимает наиболее высокий уровень в мире, а усердие в работе - достаточно распространенное явление. Так, на японских предприятиях набирает популярность создание так называемых «кружков качества» - своеобразных клубов рационализаторов, которые во внерабочее время анализируют причины допущенного брака в работе и предлагают меры по его исключению в дальнейшем. Такой подход обусловлен в первую очередь эффективным производственным менеджментом, который проводит «инвестиции в персонал» и, прежде всего, направлен на молодых рабочих и их семей.

5) Развитие и поддержание всех форм молодежных объединений. Одно из наиболее значимых направлений, активизирующее управленческий и трудовой потенциал молодых рабочих. Согласно проекту «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» необходимо сформировать у молодежи потребность в самоорганизации для решения как личных, так и общественно-полезных задач, поощрять самостоятельность и инициативность, проявленную в интересах предприятия и государства [12]. Молодежные объединения должны отражать и отстаивать интересы всех молодых работников, выступать активным субъектом планирования и реализации приоритетных задач молодежной политики на предприятии.

6)Информационная поддержка. Не менее важным направлением работы является доступное, качественное, своевременное информирование молодых рабочих о дополнительных возможностях повышения своего социально-экономического, культурного, правового статуса, как в рамках своего предприятия, так и на более высоком уровне. Вместе с этим, в соответствии с предыдущим приоритетом, наиболее актуальным в настоящее время предстает деятельность по самоинформированию рабочей молодежи. Это включает в себя различные механизмы, с помощью которых молодежь может играть важную роль в происходящих процессах и позиционировать себя в качестве равноправного и полноценного участника - субъекта молодежной политики предприятия.

Рассматриваемые приоритетные направления государственной молодежной политики, предложенные для решения первостепенных задач молодого поколения, отражают проблемы и рабочей молодежи. Ориентация промышленных предприятий на положения нормативных источников, непосредственно связанных с молодыми рабочими, а также на более общие цели развития молодежи, способствует благополучию, как самого работника, так и деятельности компании в целом.

После проведения анализа законодательной базы государственной молодежной политики, следует предложить определения трех действующих понятий, повсеместно используемых в разных нормативных источниках и выделить наиболее важные отличия:

§ «Работающая молодежь» - граждане Российской Федерации до 30 лет, работающие в сфере услуг и на производстве (молодые рабочие и специалисты). Определение указывает на наличие самого факта работы, не выделяя уровень профессионального образования и подготовки молодого работника.

§ «Молодой специалист» - это гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией. Определение закрепляет наиболее высокий профессиональный уровень подготовки работника. «Рабочая молодежь» - граждане Российской Федерации до 35 лет, получившие специальное профессиональное обучение на базе профессиональных образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального уровня или внутрикорпоративных структурах, занятые преимущественно производственным трудом. В определении отмечается сам характер осуществляемого труда (участие в материальном производстве) и, в соответствии с отраслевыми документами, увеличиваются возрастные рамки молодых работников, включающихся в данную категорию.

Таким образом, «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года не выделяют рабочую молодежь в качестве отдельной приоритетной категории развития. Но при этом, все же поднимают принципиально важные вопросы, связанные с повышением качественного и количественного показателя рабочей силы по инженерно-техническим специальностям, а также созданием начальных базовых условий для успешной адаптации и раскрытии своего потенциала в рамках предприятия молодыми специалистами. Также, исходя из наиболее общих направлений развития молодежи, можно выделить те, которые затрагивают интересы и рабочих. Осуществление молодежной политики на предприятии в рамках, заданных документом, существенным образом будет способствовать раскрытию творческого и инновационного потенциала, а также решению первостепенных проблем рабочей молодежи, повышая при этом качество и эффективность производственного процесса. Но все же, обозначенные меры представляют собой начальный этап в формировании условий и путей для профессиональных, экономических, социальных, организационных, а так же правовых гарантий самореализации рабочей молодежи. Объективная необходимость в конкретизации понятий и форм работы с данной категорией молодого поколения требуют дальнейшего совершенствования законодательной базы государственной молодежной политики. На сегодняшний день размытость мер, направленных на повышения качества жизни молодежи, носят скорее рекомендательный характер для представителей промышленных компаний. Отсутствие четкой простроенной системы в отношении рабочей молодежи, оставляет нерешенными ряд вопросов: целесообразность и эффективность проведения молодежной политики на предприятии в рамках, заданных государством и основными нормативными документами, каким образом стоит выстраивать сотрудничество на различных уровнях власти, а также какова роль и необходимость такого взаимодействия. Проблемное поле, вызванное несовершенством законодательного урегулирования в отношении рабочей молодежи, следует рассмотреть более подробно.

Делись добром ;)