Инновационные формы и методы социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере проекта "Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн"

дипломная работа

1.2 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.[5]

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов, и т.п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[30,с 172]

По Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это - общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.[5]

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми гражданами имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.[5]

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ всем доступна квалифицированная юридическая помощь.

Также с социальными правами ст. 33 Конституции РФ у пожилых людей есть право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь со своими предложениями, замечаниями, критикой недостатков, собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.[5]

Гражданский кодекс Российской Федерации практически не содержит норм, специально ориентированных на регулирование отношений с участием лиц пожилого возраста. Исключение составляют немногочисленные нормы, касающиеся некоторых аспектов наследственных отношений.

В социальном законодательстве РФ существует Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. Он является одним из наиболее важных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с данным законом, досуг ветеранов, значительная часть которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.[2]

Большое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации. Оно представлено ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г., ФЗ №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г., ФЗ№113 «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г.[1]

Важно отметить, что в отличие от прежнего пенсионного законодательства, пенсионеры продолжающие работать, получают пенсии в полном размере. Но нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, далеко «отстают» от реальной жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

Законодательство РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г содержит статью 26, которая закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, а также на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях.

В комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, важно отметить Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г., так как большинство пожилых людей относится к категории малоимущих людей, они также относятся к числу получателей государственной социальной помощи на основании данного закона. [3]

К документам, регулирующим социальные права человека, можно отнести Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. [4]

Эти законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Также можно отметить Федеральную целевую программу "Старшее поколение". В работе над этой программой участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов. В ней предусматриваются меры комплексного решения многих вопросов, особенно важных для пожилых людей. Это - совершенствование и поддержание охраны здоровья, жизнеспособности и активности пожилых граждан, повышение материальной обеспеченности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, а также создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте.[39]

Программа "Старшее поколение" отдает приоритет наиболее уязвимым категориям пожилого населения: одиноким пожилым людям и престарелым супружеским парам, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больным ветеранов, пожилым гражданам, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденным переселенцам старших возрастных групп, пожилым из состава маргинальных групп населения.

Программа состоит из 5 разделов и предусматривает создание сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов - интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Глобальность проблемы старения населения мира приводит к необходимости разработки универсальных правил политики в отношении пожилых граждан, создания соответствующих нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального и локального уровня.

2.В России положение стареющего населения характеризуется наличием комплекса физиологических, психических, социально-психологических, коммуникативных, социально-экономических и иных проблем.

3. Необходимость решения социальных проблем пожилых граждан привела к формированию социогеронтологической политики государства и формированию механизмов социальной защиты граждан пожилого возраста.

На основе указанных в данном параграфе нормативно-правовых актов осуществляется деятельность учреждений социального обслуживания населения в нашей стране.

Делись добром ;)