Инновационные формы и методы социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере проекта "Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн"

дипломная работа

Выводы по первой главе

Итак, рассмотрев особенности людей пожилого возраста можно сказать, что выход на пенсию может являться стрессовой ситуацией. Также разрыв с родственниками, потеря супружеского партнера, смерть близких, вдовство - все это является сильнейшим стрессом для пожилого человека. Люди более позднего возраста сильнее подвержены риску переживания тяжелых утрат, чем молодые. Перед пожилым человеком появляется множество практических и психологических проблем. Он должен самостоятельно вести хозяйство, поддерживать социальные контакты, принимать финансовые решения. Мы рассмотрели основные типы старости, представленные Д.Б. Бромлей, Ф. Гизе, И.С. Коном, однако стоит понимать, что приведенные классификации не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения и деятельности стареющего человека, но носят ориентировочный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной исследовательской работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Анализируя нормативно - правовые основы социальной поддержки пожилых граждан, можно сказать что, ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, исследования показали, что существующее законодательство действует не в полном объеме, в силу отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов.

Рассмотрев формы социального обслуживания граждан пожилого возраста, важно заметить, что социальное обслуживание населения в России ставит цель - обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой группы в адекватном уходе и одновременно создать благоприятные возможности для их социальной адаптации, включения их в процессы функционирования гражданского общества. Департаментом при Министерстве труда и социального развития РФ по делам ветеранов и пожилых людей разработана Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания для совершенствования организационно- методического руководства по социальной защите пожилого населения и создания единого подхода к решению вопроса о наименовании учреждений (отделений) социального обслуживания. Данная Номенклатура разработана с учётом формы собственности учреждения (отделения) социального обслуживания, специализации по форме оказания социальных услуг и наличия специализации по категориям лиц, которой учреждение (отделение) оказывает услуги.

Глава 2. Опыт социальной работы с гражданами пожилого возраста на примере проекта «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн»

2.1 Организация исследования

Исследование проводилось на базе Региональной общественной организации «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга»

В исследовании принимали участие 30 женщин пенсионного возраста, проходивших обучение компьютерной грамотности в Региональной общественной организации «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга» «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн»

В исследовании применялись следующие методы:

- беседа

- анкетирование

- анализ полученных результатов

В исследовании применялись следующие методики:

1. Для изучения личностных особенностей пожилых людей применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» Ч. Спилбергера [21, с.108-111]

2. Для определения насколько испытуемые мотивированы на успех в освоении новой области знания была выбрана методика «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса [18, с 105-106]

3. Для определения проблемы одиночества пожилых людей, принимающих участие в инновационном проекте «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн» применялась методика «Склонность к одиночеству» в модификации Никишиной В.Б. и Василенко Т.Д[21,с 114-115,]

Этапы исследования:

1 этап - сбор информации о базе исследования (изучение информации, отражающей деятельность ассоциации, беседы с сотрудниками о деятельности данной организации).

2 этап - сбор информации об объекте исследования (анкетирование участников исследования, проведение выбранных методик, наблюдение за работой других волонтеров, участвующих в реализации проекта «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн»).

3 этап - анализ полученной информации.

4 этап - разработка рекомендаций для специалистов, реализующих инновационный проект «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн».

Характеристика Региональной общественной организации «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга» «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн».

Социальная программа повышения качества жизни граждан пожилого возраста, за счет массового бесплатного обучения основам компьютерной грамотности и информационно коммуникационных технологий (ИКТ).

Социальная программа «Бабушка-онлайн-Дедушка-онлайн», массового бесплатного обучения основам компьютерной грамотности и информационным технологиям граждан пожилого возраста, учреждена в 2008 году Региональной общественной организацией «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников», в рамках стратегии по развитию информационного общества, утвержденной Президентом РФ.

Презентация социальной программы проведена 7 октября 2008 года с участием Правительства Санкт-Петербурга, СМИ: федеральных и региональных телеканалов. Программа четыре года успешно реализуется при поддержке Правительства Санкт - Петербурга, официального партнёра - Корпорации Intel, регионального партнёра ОАО Ростелеком, Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ.

В г. Санкт - Петербурге в настоящее время в рамках социальной программы открыты и функционируют 50 компьютерных консультационных центров. В них обучается более 10 000 человек в год. До конца 2012 года планируется довести количество функционирующих компьютерных консультационных центров до 60, а к концу 2013 года - до 90, в которых ежегодно сможет обучаться более 20 000 граждан пожилого возраста. С января 2012 года по рекомендации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака и ОП РФ, начата реализация социальной программы в 45 - и регионах РФ с вовлечением в неё более 1 000 000 граждан пожилого возраста. По состоянию на март 2012 года уже открыты и функционируют компьютерные консультационные центры в 8 - и регионах РФ: Санкт - Петербург, Ленинградская обл., Белгородская обл., Кировская обл. Нижегородская обл., Владимирская обл., Омская обл., Алтайский край.

Цель социальной программы:

Повышение качества жизни граждан пенсионного возраста в РФ, за счет совершенствования коммуникационных связей и развития их интеллектуального потенциала, путем преодоления информационной, социальной изоляции и одиночества, организации удаленных рабочих мест.

Задачи социальной программы:

1.Массовое обучение людей пожилого возраста в регионах РФ навыкам владения компьютером и интернетом, а также обеспечение последующего общения обучившихся в социальных сетях, блогах с использованием информационного портала РОО «АИВ», аккумулирующего лучшие практики реализации проектов социально ориентированных НКО в области развития ИКТ среди старшего поколения. Информационная и методическая поддержка региональных НКО, осуществляющих реализацию пилотных проектов в рамках соц. программы.

2.Преодоление у граждан пенсионного возраста в регионах психологического барьера перед новыми информационно - коммуникационными технологиями. Проведение онлайн консультаций для региональных НКО специалистами психологами соц. программы.

3.Восстановление связи поколений путем привлечения, наряду с инструкторами - преподавателями, студентов - добровольцев к преподаванию пожилым людям в региональных центрах, и создание условий для общения и связи поколений на базе соц. сетей интернета и портала социальной программы - babushka-on-line.ru.

Основные мероприятия, этапы и сроки реализации программы

1.Оказание информационно - методической поддержки социально - ориентированным НКО для массового бесплатного обучения основам компьютерной грамотности и ИКТ граждан пенсионного возраста в 45-и регионах РФ, на основе успешного многолетнего практического опыта реализации в Санкт-Петербурге социальной программы «Бабушка -онлайн - Дедушка - онлайн» (массового обучения основам компьютерной грамотности и ИКТ граждан пенсионного возраста) РОО «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников».

2.Запуск в регионах РФ, при поддержке региональных НКО механизма массового обучения граждан пенсионного возраста, изменение отношения к интернету и компьютеру и получение ими возможности изменить свою роль и место в обществе, за счет распространения позитивного опыта через региональные и федеральные СМИ, социальные сети, блоги, порталы.

3.Широкое привлечение студентов - добровольцев и оказание им информационно-методической поддержки, для преподавания в качестве инструкторов основ компьютерной грамотности и ИКТ гражданам пенсионного возраста, в оборудованных общественными организациями и НКО с участием бизнеса, органов власти и местного самоуправления, консультационных компьютерных центров бесплатного обучения пенсионеров.

Этапы и сроки реализации программы:

Реализация на территории России программы массового бесплатного обучения основам компьютерной грамотности и ИКТ граждан пенсионного возраста и граждан с ограниченными возможностями по единым методикам, основана на решении задач, поставленных государственной программой РФ «Информационное общество 2011-2020 годы» и государственной программы «Активное Долголетие 2011-2020».

Ожидаемые результаты реализации программы в 2012 году и методика их оценки: Оценка результатов реализации социальной программы в 45 - и регионах РФ будет проводиться с использованием информационного портала РОО «АИВ», аккумулирующего лучшие практики реализации проектов социально ориентированных НКО в области развития ИКТ среди старшего поколения.

Ожидаемые результаты реализации социальной программы к концу 2012 года:

*количество функционирующих компьютерных консультационных центров в регионах РФ - не менее 45 единиц;

*количество региональных НКО, которым постоянно оказывается информационно-методическая поддержка - не менее 50-и НКО;

*количество участников социальной программы в электронной базе данных - не менее 500 000 граждан пенсионного возраста в 45-и регионах;

*количество обученных пенсионеров - не менее 30 000 чел.

*количество публикаций и репортажей в СМИ и на интернет - порталах - не менее 500.

*количество привлеченных студентов - добровольцев в качестве инструкторов преподавания основ компьютерной грамотности и ИКТ гражданам пенсионного возраста - не менее 1000 студентов - добровольцев в 45-и регионах РФ.

2.2 Инновационные формы и методы социальной работы с гражданами пожилого возраста

Инновация (нововведение) (социально-психологический аспект) - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технологические. Инновационная деятельность, не являясь процессом, поддающимся формализации, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, непосредственные разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и др.), каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями.[27]

Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников с целью развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации.

Инновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.[8]

Существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как: И. Ансофф, П. Друкер, Й. Шумпетер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А.В. Васильевым, В. В. Горшковым, П. Н. Завлиным, Е.А. Кретовой, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным, Э. А. Уткиным, А. Н. Цветковым, и др.

Обратимся к рассмотрению примеров инновационных социальных технологий.

Социальное такси [40]

Законом Санкт-Петербурга «О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» гарантируется возможность получения маломобильными группами населения Санкт-Петербурга дополнительных мер социальной поддержки в виде разового проезда на льготных условиях с оплатой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 90% стоимости поездки с использованием автомобиля, или специально оборудованного автомобиля к должностным лицам и социально значимым объектам для получения медицинских услуг, реабилитационных услуг, образовательных услуг, а также решения возникающих вопросов по оформлению различных социальных выплат, пенсий, пособий, получения технических средств реабилитации и др. Адресный перечень социально значимых объектов включает 5,4 тыс. адресов. В 2011 году право на социальное такси имеют более 307 тыс. петербуржцев, из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию закона в 2011 г. предусмотрено более 313 млн. руб.

В 1 полугодии 2011 года реализовано 272,5 тыс. заявок. В 2010 году реализовано 394 606 заявок (общее количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляло более 307,6 тыс. чел.). В 2006 году (с 03.11.2006 по 31.12.2006) транспортными организациями были реализованы 1 907 заявок (общее количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляло 83,7 тыс. чел.). В 2007 году реализовано 28 450 заявок (общее количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляло около 100 тыс. чел.). В 2008 году реализовано 107 644 заявки (общее количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляло более 225 тыс. чел.). В 2009 году реализовано 230 049 заявок (общее количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляло более 317,3 тыс. чел.).

Комитетом постоянно ведется работа с представителями транспортных организаций по увеличению количества специально оборудованных автомобилей (автомобили, оборудованные аппарелями или подъемниками). В настоящее время в реализации Закона принимают участие 56 транспортных организаций, прошедших квалификационный отбор в Комитете по транспорту. Общий парк автомобилей, задействованных этими транспортными организациями в предоставлении транспортных услуг, составляет порядка 500 ед. Количество специально оборудованных автомобилей увеличено до 6.

Предоставление услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому.[36]

08.12.2010 принят Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг сиделок по социально-медицинскому уходу на дому».

Делись добром ;)