"Новые" и "старые" медиа: специфика конструирования реальности

дипломная работа

2.1 Субъекты коммуникации "старых" и "новых" медиа

Субъектами массовой коммуникации являются социальные субъекты, участвующие в массовом информационном обмене с использованием современных технических средств, обеспечивающих массовую коммуникации. Социальными субъектами принято считать социальные группы, целью которых является реализация потребностей, обеспечивающих их существование, представляющих в случае массовой коммуникации либо коммерческий интерес, либо творческий и профессиональный. Соответственно средством достижения этих целей является производство массовой информации [20, с.160-161].

В процессе осуществления деятельности массовой коммуникации в соответствии с целями можно выделить следующие субъекты:

1. Владельцы отдельных СМИ, как субъекты реализации коммерческих интересов.

2. Журналисты как субъекты реализации профессиональных и творческих интересов.

3. Аудитория как совокупность субъектов, имеющих цель получения информации для ориентации в повседневном мире.

Чтобы рассмотреть субъекты коммуникации "старых" и "новых" медиа и перейти к анализу конкретных ситуаций, необходимо определить, что представляют собой "старые" и "новые" медиа.

До 1980-х годов медиа представляли собой печатные издания, телевидение и радио. Обозначим их, как традиционные или "старые". Под воздействием развития компьютерных технологий, медиа стали видоизменяться. В первую очередь изменения связаны с цифровыми технологиями кодировки информации. Внедрение цифровых технологий в массовую коммуникацию дало возможность к концу XX века передавать разнообразный цифровой контент на огромнейшие географические расстояния. Большим шагом в развитии интернета стало явление "Web 2.0". Данный термин введён в 2005 году Тимом ОРейли, основателем американской издательской компании "OReilly media", специализирующейся на информационных технологиях. ОРейли определяет "Веб 2.0" как принцип организации веб-системы, когда ее оптимизация и наибольшая эффективность достигается за счет привлечения максимального количества пользователей. Бен Макконел и Хуба определяют особенно важную отличительную черту Web 2.0 от Web 1.0в книге "Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере". Они определяют Web 2.0 как объединённую веб-систему с многосторонним распространением информации тогда, как Web 1.0 была системой односторонней коммуникации владельца сайта с его посетителем [14].

Технологические новинки мира технологий и коммуникаций, например электронные библиотеки, социальные сети, он-лайн радио и прочее прочно укрепились в жизни современного человека и позволяют судить о смене образа его жизни, а так же о смене роли медиа. Теперь каждый, кто имеет доступ к интернету, обладает возможностью не просто потреблять информационный контент, но и видоизменять его, создавать свой, а так же публично обсуждать. Для современных интернет - ресурсов характерны следующие признаки: принцип взаимодействия с пользователем, принцип свободного создания контента, принцип модификации контента любым пользователем. Если ранее существовала модель: производитель контента - потребитель контента, то сейчас добавляется еще одно звено - его модификатор.

Сторонники технологического детерминизма считают, что основой социально-экономических, социокультурных и иных изменений является преобразование технологической сферы, следствием чего явилось формирование информационного общества. Технологии создают не только комфортную атмосферу повседневной жизни, но и вместе со всеми удобствами изменяют образ жизни общества. Э. Тоффлер, рассматривая общественное развитие как смену "волн", вводит понятие демассификации производства, в том числе и производства масс - медиа. Демассификация является одной из характеристик информационного общества. Относительно производства этот процесс означает проявление масштабного разнообразия товаров и услуг. То же самое происходит и с формами медиа.

Таким образом, "новые " медиа представляют собой традиционные медиа, преобразованные в цифровой формат и имеющие возможность быть представленными в сети интернет.

Г.П. Бакулев выделяет основные черты, отличающие "новые" медиа от "старых":

1. Децентрализация - предложение и выбор информации больше не определяются исключительно их поставщиками.

2. Высокая пропускная способность - технологии позволяют преодолеть ограничения, присущие эфирному вещанию.

3. Интерактивность - получатель информации может сам её выбирать, отвечать на неё, обмениваться ей напрямую и взаимодействовать с другими получателями.

4. Гибкость формы, содержания и использования. [2, с.135].

Изменение форм и субъектов масс - медиа в России происходило под влиянием экономических и политических изменений в стране. В работах Я.Н. Засурского "Система средств массовой информации России" и "Масс-медиа второй республики" И. Засурского подробно описаны изменения средств массовой информации, а так же анализируются условия и факторы, повлиявшие на процесс их развития и образования "новых" форм масс-медиа.

Я. Н Засурский выделяет два фактора, обусловивших изменение системы СМИ в России - технологический, о котором уже говорилось выше, и социальные изменения в России, связанные со сменой структуры власти и переходом от плановой экономики к рыночной. Речь идёт о периоде перестройки.

В отношении СМИ в этот период произошёл переход от вертикальной партийной структуры к горизонтальной коммерческой. До периода распада СССР деятельность СМИ полностью управлялась решениями Центрального комитета КПСС и советом министров СССР, а сами СМИ выступали в роли орудия агитации и пропаганды коммунистической идеологии, а так же управления обществом. Функциями СМИ являлись социализация, неформальный социальный контроль, мобилизация. Существовала группа СМИ, деятельность которых была направлена на международную аудиторию в целях создания позитивного имиджа государства. Партийное управление заключалось в участии руководства партии во всех процессах деятельности СМИ, включая отбор тематических направлений публикаций, деятельность редакций и информирование журналистов [10, с.21, 22].

В 1990 году произошло принятие закона о СМИ, который определял некоторую свободу действий, которая предполагала осуществление политики гласности. Гласность являлась инструментом достижения целей М.С. Горбачёва в осуществлении реформ и демократизации общества. Получив небольшую независимость, СМИ показали, что могут содействовать власти в принятии управленческих решений, а так же выступать инструментом формирования популярности личности, попросту говоря, проводить политические акции. Этим незамедлительно воспользовался М.С. Горбачёв и позже оценили другие политические деятели. В финансовом отношении СМИ независимыми в этот период не являлись.

В 1991 году Б.Н. Ельцин подписал закон "О средствах массовой информации", действующий с некоторыми поправками по сей день. Основные принципы закона включают свободу слова, запрет на цензуру, идеологический плюрализм. Влиятельным аспектом на СМИ в этот период явилась легализация частной собственности, способствующая коммерциализации СМИ. Снятие цензуры и переход СМИ в "частные руки" позволил журналистскому сообществу занять собственную позицию, открыто выражать своё мнение. Появились, так называемые, независимые СМИ. В связи с этим отмечается, что изменилась сама функция масс - медиа, не обеспечивать общество достоверной информацией, а навязывать настоящие идеалы и ценности с субъективной точки зрения журналистского сообщества. В это время формируется концепция "четвертой власти". Суть её заключается в том, что СМИ представляют собой "самостоятельный и независимый общественный институт, который параллельно с законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти, участвует в управлении обществом" [11, с.38].

Запрет на цензуру с одной стороны определил свободу СМИ и слова, с другой стороны стал инструментом влияния коммерческих организаций в реализации их корпоративных интересов. Появились в массовом порядке коммерческие масс-медиа, которыми управляют различные медиахолдинги. Получается, что масс-медиа становится инструментом бизнеса и борьбы между коммерческими структурами и государством, а не социальным институтом, как это было прежде.

По мере улучшения политической ситуации в стране, государству удалось частично взять под свой контроль средства массовой информации. На данный момент горизонтальная структура соответствует современным демократическим принципам, обозначающих функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций [10, с.2]. Государственное управление осуществляется в соответствии с законодательством на федеральном уровне и на местном. Государство выступает как регулятор деятельности организаций СМИ. Владельцами могут быть государственные и коммерческие структуры, местные властные структуры, политические партии, церковь и любые другие организации. В связи с этим меняется типология СМИ. Все больше появляется специализированных СМИ, ориентированных на целевые аудитории. Так же в целях сохранения существования организации многие СМИ предлагают продукт развлекательного формата.

В процессе информационно-технологического развития и преобразования экономики происходит конвергенция масс-медиа. Конвергентные масс-медиа - такие, которые объединяют в составе одной медиакомпании разные типы масс-медиа. Например медиахолдинг "Дождь" включает в себя не только телеканал с одноимённым названием, но и интернет - проект "Большой город" и радиостанцию "Серебряный дождь". Примеры других медиахолдингов: "РБК", "ОАО Газпром Медиа-холдинг" и другие.

Роль владельцев СМИ определенным образом сказывается на функциях журналистов как субъектов коммуникации. Если до отмены цензуры журналисты выполняли функцию информатора населения, то после запрета цензуры некоторый промежуток времени СМИ пользовались неограниченной свободой, и журналисты писали и говорили, что хотели. В процессе приватизации опять изменилась функция и роль журналистов. Они, образно выражаясь, превратились в рупор с голосом своих хозяев, выполняя политические задачи. На данный момент существует расхождение взглядов на свободу слова и печати. Многие считают, что подлинно свободных СМИ в России не существует. Обратимся опять к медиахолдингам. Компании "ОАО Газпром Медиа-холдинг" принадлежит радиостанция "Эхо Москвы". Работающие там журналисты позиционируют себя как "свободных" и независимых. Но факт остаётся фактом - данный медиахолдинг принадлежит ОАО "Газпром", 50 % акций которого принадлежит Государству. Следовательно, радиостанция "Эхо Москвы" так же может являться политическим инструментом.

В связи с разногласиями о свободе слова журналисты все чаще начинают говорить о создании общественных масс-медиа, которые не являются коммерческими, а существует за счёт вложений общества, и не зависит от власти. Для примера, общественное телевидение и радио существуют в 49 странах. В России в мае 2013 года начал функционировать общественный телеканал, но он является федеральным, и за недолгий срок своего существования уже отличился фактом снятия программы с эфира. Проблема свободы слова явилась предпосылкой для создания так называемой свободной журналистики.

С изменением форм медиа меняется специфика работы журналиста. Это связано развитием интернет-журналистики. "Интернет-журналистика - это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница - любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова" [6 с.7].

Делись добром ;)