Анализ проблем жизненного старта воспитанников на примере МОУ детский дом № 3 г. Апатиты

дипломная работа

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

В современном российском законодательстве определены следующие понятия:

«Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения» [закон № 159-фз от 21.12.96 г. ст. 1].

«Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное». Одним из основных прав ребенка является «право знать своих родителей и право на их заботу» (Конвенция ООН о правах ребенка, ст.7). Если же ребенок «временно или постоянно лишен своего окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении», то он «имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (конвенция ООН о правах ребенка, ст. 8).

В нашей стране обязанности по выявлению детей этой категории возложены на специальные органы - органы опеки и попечительства. Статус детей закрепляется документально в установленном порядке. Существует целая система законодательных актов, государственных мер и учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и др.), направленных на материальное обеспечение, содержание и создание условий для развития, воспитания и образования этих детей.

«Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям, родители которых не имеют возможности воспитывать своих детей и детям с дефектами физического и психического развития» (социальная энциклопедия). В доме ребенка должны воспитываться дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития - до 4 лет. На практике имеет место ситуация, когда большинство детей остается в доме ребенка до 4 лет.

«Все дома ребенка являются государственными учреждениями. Основная деятельность дома-ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами» (социальная энциклопедия)

Дети в возрасте от 3 лет, как правило, помещаются на воспитание в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть:

- детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возраста и смешанный);

- детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей;

- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей.

Согласно «Социальной энциклопедии»: детский дом - государственное образовательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Детские дома различаются:

- по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7 - 18 лет) и смешанного типа;

- в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей, нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии);

- в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом-школа, учебно-воспитательный комплекс.

«Специализация детских домов идет не только в направлении детей с отклонениями в развитии, но и по пути создания учреждений, направленных на развитие способностей детей в различных областях деятельности (детские дома художественного, спортивного профилей, с углубленным изучение иностранного языка и др.) - однако, такая практика не получила широкого распространения» (Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Пособие для социальных менеджеров, психологов, психосоциальных работников/ Беличева С. А., Елизаров А. Н., Кардашина О. В., Раскин В. Н., Пономарев А. В.; Под редакцией Беличевой С. А.- М.: «Социальное здоровье России», 2003. - 196 с.)

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей школьного возраста (с 6-7 до 18 лет)».

В отличие от детского дома в школы-интернаты направляются дети, которые имеют пробелы в образовании, те, что закончили классов меньше, чем это необходимо по возрасту. Это обусловлено тем, что «именно школа-интернат имеет возможность реализовывать программы компенсирующего обучения» (словарь)

В отличие от детских домов, где особое внимание обращается на здоровье ребенка и воспитательные программы, в «школах - интернатах, как правило, акцентируется внимание на образовательных программах различной направленности» (соц. адаптация).

За последние десять лет в нашем обществе и государстве произошли определенные перемены, изменившие в лучшую сторону ситуацию с проблемой «социального сиротства». Это отразилось в принятых за эти годы законодательных документах.

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». [Конвенция ООН, ст. 20]

Новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка.

Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Действуют Постановление правительства РФ №409 от 20 июля 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановление правительства РФ №374 от 14 мая 2001 г. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил «социальную реабилитацию ребенка» как «мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем» [ст.15 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.].

Создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики характеризуется установкой на необходимость гарантировать ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Именно эта позиция была закреплена в Федеральном законе №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившем создание в структуре органов социальной защиты населения специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. [ Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ.]

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей [ст.65 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.].

Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав [;ст.69-72 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.].

Восстановление родительских прав допускается только с согласия ребенка, достигшего десяти лет [ст.72- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]. Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов [;ст. 61-69 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.].

На сегодняшний день в российском законодательстве приняты ряд крупных нормативных актов, которыми предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, дополнительные права на образование данной категории лиц включают: зачисление их в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса [159-ФЗ, ст. 6 , п. 1]; зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения высшего и профессионального образования без взимания с них платы за обучение, право получать бесплатно второе начальное профессиональное образование [ст. 6 п.1 -Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]; обучающиеся во всех типах образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда [ст.6 п.4 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]; Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы начисленной в период производственной практики [ст.6 п.5 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.].

Деятельность государственных, муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. Так, основными задачами данных учреждений являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников. [р. 1 п.2 - Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.]

Права детей на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья регулируются Конвенцией ООН о правах ребенка [ст1 6,23,24,25], Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г [статьи 7,20,39,41,42], Федеральным законом «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. [ст. 51] .

Дополнительные права на медицинское обслуживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантируются Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ [ст.7 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведении диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. [ст.7 п.1 - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ].

Детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетного фонда и других, незапрещенных законом источников.[ст.7 п.2 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]

Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г.

Так, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для данной категории детей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,- если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. [ст.37 Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 - 254 с.]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.[ст.8 п.1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройств детей в семью или на воспитание в соответствующее учреждение ли по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться безвозвратная целевая ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов Российской Федерации.[ст.8 п.3 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. ]

В области охраны труда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются следующие дополнительные гарантии:

- органы службы занятости населения при обращении к ним данной категории лиц, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ. [ст.9 п.1 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.]

- предприятиям, учреждениям, организациям, создающие специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ;

- ищущим впервые и зарегистрированным в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области.[ст.9п.5 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. ]

Министерством труда и социальной защиты РФ принято Постановление №9 от 6 февраля 1995 г. «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите». Оно предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения.

В связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и передаче соответственных полномочий субъектам Российской Федерации заново создана региональная нормативная правовая база по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приняты законы: Закон МО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 568-01-ЗМО от 28.12.04 г.; Закон МО «О внесении дополнения и изменения в Закон Мурманской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» № 750-01-ЗМО от 10.05.06 г.; Закон МО от 29.05.06г. № 759-01-ЗМО «О патронате»; Постановление Правительства МО от 17.02.05 г. № 49-ПП «О порядке предоставления дополнительных гарантий по оплате жилья и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Постановление Правительства МО от 17.02.05 г. № 46-ПП «О порядке обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Это позволило не только сохранить государственные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые действовали до 1 января 2005 года, но и обеспечить дополнительные меры по охране прав детей.

В марте 2006 года в соответствии с Постановлениями Правительства Мурманской области от 10.03.2006 г. в г.г. Полярные Зори и Мончегорске созданы учреждения социальной защиты - центры постинтернатной адаптации со стационарами на 15 койко-мест в каждом. Финансирование их деятельности осуществляется из средств областного бюджета. Цель открытия этих центров - оказание консультативной психологической, юридической и практической помощи тем, кто долгое время жил в интернатном учреждении.

  • Делись добром ;)