logo
Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры

1.1 Сфера культуры как составная часть некоммерческого сектора

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению теоретических аспектов фандрайзинга в рамках организаций сферы культуры, необходимо определить сущность и условия функционирования самих организаций культуры.

  • Основы функционирования организаций сферы культуры заложены в трактовке понятия "социально-культурная деятельность", в связи, с чем обратимся к его толкованию.
  • Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов. Тогда социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
  • Следовательно, организация сферы культуры представляет собой некоммерческую организацию, основанную в форме юридического лица, которая осуществляет социально-культурную деятельность, направленную на удовлетворение и развитие культурных потребностей общества.
  • В сфере культуры и искусства организации функционируют в области как развития производителей, так и совершенствования вкуса и интереса потребителей и удовлетворения их спроса на интеллектуальную собственность и духовные запросы. В этой сфере, как ни в одной другой, по мере удовлетворения потребностей людей проявляется закон роста и взаимосвязи их интересов, спроса и потребления.
  • Организации сферы культуры можно различать между собой в зависимости от форм передачи конечного продукта деятельности, то есть создаваемой интеллектуальной собственности:

    1. Постоянная (статичная) форма передачи собственности:

    а) живопись;

    б) литература;

    в) газеты;

    г) музеи;

    д) выставки;

    2. Динамичная форма передачи собственности:

    а) звуковая (музыка, театр, эстрада, радио, шоу-бизнес);

    б) зрительная (театр, телевидение, кинематография);

    г) компьютерная (Интернет).

    Некоммерческие организации, являясь составной частью гражданского общества, образуют его третий сектор, который характеризуется следующими особенностями:

    - негосударственный, неправительственный;

    - независимый, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса;

    - некоммерческий, неприбыльный;

    - является сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтеров.