4. Основные теоретические подходы в зарубежных исследованиях малых групп
Завершая краткий обзор ис-тории зарубежных исследований малых групп, подведем некото-рые итоги и остановимся на теоретических подходах, сложивших-ся за долгие годы изучения интересующей нас проблематики и лежащих в основе многих экспериментальных и прикладных раз-работок.
Теория поля. Это теоретическое направление берет начало в работах К. Левина. Основной тезис: поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминантов (по терминологии К. Левина называемого жизненным или социальным пространством личности). Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические свойства - понятиями психологических и социальных сил. Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было, однако он лег в основу ряда минитеорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, соперничеству - сотрудничеству, образованию группы, внутригрупповому давлению, групповым притязаниям.
Интеращионистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Интеракционистская концепция предполагает, что все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены изучению структурных аспектов группы.
Теория систем. По своим идеям обсуждаемый подход очень близок к предыдущему, поскольку в нем развивается представление о группе как системе. В обоих теоретических направлениях содержится попытка понять сложные процессы исходя из анализа их основных элементов. Теория систем позволяет описать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах» и рассматривая группу как открытую систему.
Общепсихологический подход. Суть его состоит в предположении, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения. Это касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, мотивация. Весьма демонстративным примером обсуждаемого подхода явля-ются популярные в недавнем прошлом за рубежом теории когнитивного соответствия. С позиций этих теорий предпринята попытка целостного рассмотрения малой группы.
Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу, основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частности, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл. Им предложена одна из теорий группового поведения.
Формально-модельный подход. Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. Представители этого подхода часто больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям. Вероятно поэтому данное направление не смогло пока оказать сколько-нибудь существенного влияния на понимание группового процесса.
Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера. Согласно пред-ставлениям теоретиков данного подхода, поведение индивидов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу теорий малых групп, авторы которых избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения, экстраполируя, однако, результаты анализа на большие по объему группы.
Социалъно-когнитивное направление. По времени научного оформления это, пожалуй, наиболее молодой подход к исследованию группы. Он возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, а позднее - социально-когнитивных процессов, к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Мостиком, обеспечивающим такое приложение, является синтез теорий социалъной идентичности и социалъной категоризации. С их позиций исследователи пытаются анализировать различные аспекты группового функционирования (например, лидерство, сплоченность, конформность), вводя ряд новых понятий. К числу последних относится, в частности, понятие самокатегоризации. Им описывается процесс категоризации людьми себя с точки зрения ингрупповых и аутгрупповых прототипов, т.е. выяснение своего соответствия типичным представлениям о том, какими должны быть члены своей и чужой группы. Прототипы фактически предопределяют основные характеристики группового членства, имея в виду типичные для членов группы установки, эмоциональные реакции, поведение.
Процесс самокатегоризации ведет к своего рода перцептивному слиянию личности с ингрупповым или аутгрупповым прототипом. Следствием данного процесса выступает явление деперсонализации - ощущение индивидом себя как части коллективного «Я» (и в значительной мере растворение в нем) и с этих позиций восприятие других членов своей и чужой группы.
На сегодня за рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, в стирании строго очерченных концептуальных рамок, наконец, в разработке локальных теоретических конструкций, не претендующих на широкие, общегрупповые обобщения, но скорее призванных объяснить довольно узкий круг эмпирических фактов, относящихся, как правило, к тому или иному отдельному групповому феномену, реже - к нескольким из них.
- Введение
- 1. Основания классификации социальных групп
- 2. Характеристика малой группы и начало ее исследования
- 3. Определение малой группы и ее границы
- 4. Основные теоретические подходы в зарубежных исследованиях малых групп
- 5. Основные подходы в разработке групповой проблематики отечественных исследователей
- Заключение
- 25. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп
- 1. История социально-психологических исследований малой группы
- Исследования малых групп в отечественной и западной социальной психологии. Динамические процессы в малых группах
- Исследования малых групп в отечественной и западной социальной психологии. Динамические процессы в малых группах
- 27. История исследования малых групп в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к изучению малой группы.
- 3. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
- 1.2.2. История отечественных исследований малой группы
- Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
- 38 Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
- 48.История исследования малых групп