Анализ проблем пенсионной реформы в современной России

курсовая работа

2.3 Пенсионное реформирование на современном этапе

Новая веха в пенсионной реформе связана с глобальным финансовым кризисом 2008--2009 гг. Основным вектором в развитии пенсионной системы России является переход с 01.01.2010 к страховой модели.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее -- Закон № 213-ФЗ) с 01.01.2010 изменяются принципы формирования доходов Пенсионного фонда России: вместо единого социального налога вводятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование [9].

Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, тарифы страховых взносов останутся в 2010 г. на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога. Рост тарифов страховых взносов с 20 до 26% для обеспечения финансовой устойчивости ПФР запланирован с 01.01.2011. При этом предусматривается установление с 01.01.2011 единых тарифов страховых взносов для всех работодателей.

Для страхователей, которые в настоящее время применяют специальные и льготные налоговые режимы (сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны; организаций, использующих труд инвалидов; общественных организаций инвалидов; предприятий и учреждений общественных организаций инвалидов и др.), в 2010 г. сохраняются пониженные тарифы страховых взносов с постепенным повышением в 2011--2014 гг. (табл. 1). Выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда России на протяжении переходного периода будут компенсироваться за счет трансфертов из федерального бюджета.

База для начисления страховых взносов станет не трех-, а двухступенчатой: страховые взносы будут взиматься с предельной суммы ежегодных выплат работнику до 415тыс. руб. Предельная величина базы для начисления страховых взносов, начиная с 01.01.2011, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране.

"right">Таблица 1

Тарифы страховых взносов, подлежащие к уплате в ПФР, действующие с 01.01.2010г.% [12]

Категория страхователя

Период действия

Для лиц 1966 г. рождения и старше

Для лиц 1967 г. рождения и моложе

Страховая часть

Страховая часть

Накопительная часть

Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам

2010 г.

20,0

14,

6,0

С 2011 г.

26,0

20,0

6,0

Сельскохозяйственные товаропроизводители и приравненные к ним категории

2010 г.

15,8

9,8

6,0

2011--2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели -- резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, производящие выплаты физическим лицам, работающим на ее территории

2010 г.

14,0

8,0

6,0

2011-2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты инвалидами, общественные организации инвалидов, а также их организации и учреждения

2010г.

14,0

8,0

6,0

2011--2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2010 г.

14,0

8,0

6,0

С 2011 г.

26,0

20,0

6,0

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог

2010 г.

10,3

4,3

6,0

2011-2012 гг.

16,0

10,0

6,0

2013-2014 гг.

21,0

15,0

6,0

Администрирование новой системы страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы органам Пенсионного фонда России.

С 01.01.2010 изменилась структура трудовой пенсии: базовая часть переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов. Вместо базовой части трудовой пенсии Законом № 213-ФЗ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии.

Делись добром ;)