Компьютерная грамотность как условие становления социального работника
1.3 Компьютерная грамотность и информационная культура
Примечательно, что всего лишь один год, прошедший со времени публикации первой программы курса ОИВТ, показал, что цели преподавания информатики не могут жестоко ограничиваться рамками компьютерной грамотности и что уже в ближайшей перспективе потребуется развитие и расширение самих целей. На ряду с уже известным понятием «компьютерная грамотность» в новой программе впервые на нормативном уровне появляется новое понятие «информационная культура». Согласно пояснительной записке проектируемый обновленный курс ОИВТ «…должен формировать у учащихся:
1. навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;
2. навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;
3. знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
4. понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
5. навыки квалификационного использования основных типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач и понимание основных принципов;
6. умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности;
эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме - воспитание информационной культуры».
Укажем на еще одно примечательное( хотя и носящее как бы редакционный характер) расширение целей в новой программе: компонент компьютерной грамотности, отождествляемый в прежней редакции с развитием упрощенных навыков «общения» с ЭВМ, в новой системе целей связывается уже с навыками «квалифицированного использования основных типов современных информационных систем» и «понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем ».
Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с фактом стабилизации линии информационных технологий как перспективной содержательно - методической линии.
Информатизация как глобальное явление затрагивает все сферы человеческой жизни и общества, поэтому и возникла необходимость рассмотрения особенностей развития общества в период активного становления информационного общества. Очень часто смешивают понятия «компьютеризация» и «информатизации».
Компьютеризация - широкое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности [13].
Следовательно, компьютеризация» означает техническое оснащение, а понятие «информатизации» - явление социальное.
Информатизация есть период развития человеческой цивилизации, характеризующийся изменениями в производственной сфере, увеличением доли информационной составляющей и охватывающий, период примерно с 50-х годов XX столетия и по настоящее время.
Если сузить понятие, то информатизация звучит как совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических и технологических факторов, которые обеспечивают свободный доступ членам общества к любым источникам информации, кроме ограниченного количества законодательно закрытых блоков информации.
Информатизация рассматривается и как процесс, и как явление, влияющие на становление информационной цивилизации.
Информационное общество - историческая фаза развития цивилизации, в которой главным продуктом производства являются информация и знания, а большая часть населения занята получением, хранением, передачей и обработкой информации.
Отличительными чертами информационного общества являются:
- доступность информации для всех его членов;
- способность общества производить необходимую для его жизнедеятельности информацию;
- возможность обеспечения свободного доступа к необходимой информации и средствами защиты информации на основе высокой информационной культуры и использования информационных и коммуникационных технологий.
Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры.
Наряду с понятием «компьютерная грамотность» часто стало фигурировать новое понятие «информационная культура», что означает умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.
Под информационной культурой мы будем понимать совокупность следующих способностей, умений, поведенческих и психологических характеристик:
- коммуникативные умения;
- способность эффективного осуществления наблюдения, сравнения, анализа, синтеза;
- умение представлять информацию в различных видах и формах;
- умение составлять информационные модели объектов окружающей действительности;
- умение строить схемы и модели;
- наличие эмоционально-волевой сферы;
- владение методами информатики, к которым, прежде всего, относятся формализация и моделирование;
- владение знаниями о современных информационных и компьютерных технологиях, информационных системах, о процессах управления и познания, о различных видах деятельности человека в информационном обществе и главное - владение учебными навыками.
В понятии «коммуникация» отражен смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. В коммуникации реализуются управленческие, информативные, эмотивные и некоторые другие функции.
Владение компьютерной грамотностью является сегодня одним из требований к выпускнику, и перед преподавателем информатики стоит задача выработать определенные качества, необходимые человеку, который будет учиться, работать в информационном обществе, и дать знания, необходимые для использования ЭВМ в той или иной профессиональной области.
Раскрыв содержание понятия «компьютерная грамотность» и выявив значимость владения компьютерной грамотностью, мы пришли к выводу о том, что знание компьютера является одним из условий формирования компьютерной грамотности.