Конфликт "молодежь - социум" и основные факторы его формирования

дипломная работа

1.1.2 Соотношение понятий «контркультура» и «субкультура»

Понятие «контркультура» было введено преподавателем истории калифорнийского колледжа Теодором Рожаком в работе «Создание контркультуры» (1969) Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004. С. 107. для обозначения культурных течений в какой-либо профессиональной, социальной или возрастной общности, которая находится в оппозиции к официальной культуре и пытается ее опрокинуть. Это понятие было отчасти применимо к Студенческой революции 60х годов на Западе. В дальнейшем же термин «контркультура» приобрел сверхрасширительное значение, и к нему стали относить любые эпатажные формы культуры. В этом смысле многие авторы отождествляют контркультуру и молодежную субкультуру. Однако не стоит путать эти 2 понятия, которые обозначают 2 разных типа культуры и лишь иногда могут образовывать «симбиоз».

Авторы учебного пособия по основам культурологи Г. М. Пономарева и Т. И. Тюляева Пономарева Г. М. , Тюляева Т. И. Основы культурологии. 11 класс. Учебное пособие: АСТ, Астрель, 2002. С. 26. указывают среди основных характеристик контркультуры резкое отрицание официальной культуры, насаждение своих ценностей и норм, агрессивность и нигилистический настрой, а также нонконформизм, радикальность и революционность. Идеология контркультуры строится на так называемом «Великом Отказе» (термин Г. Маркузе Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004. С. 32.), или же разрушении существующей репрессивной культуры подавления личности в самой ее структуре. В рамках же нового типа культуры люди смогут реализовывать себя в игре, фантазии и творчестве. По Маркузе, этого можно достичь с помощью «высвобождения принципа удовольствия, что повлечет за собой появление новой чувственности» Там же. (другими словами сексуальные влечения, подавленные обществом, и искусство). При этом подлинными носителями контркультурой революции смогут стать лишь аутсайдеры, которые по тем или иным причинам не нашли своего места в обществе. Таким образом, теоретики контркультуры основной своей задачей видели создание нового человека с новыми формами сознания и поведения и возвращения человеку его природной целостности. Как пишет Ч. Рейч в книге «Зеленеющая Америка» Там же. , высшими ценностями такого человека выступают братство, товарищество, дружба и любовь, а самое полное и яркое его выражение - это музыка. Для проведения этих ценностей в жизнь, по мнению Т. Рожака, необходимо организовывать малые неформальные группы энтузиастов, которые «располагаются между социальными клетками корпоративного общества» Там же. .

Д. Янкелович Там же. в начале 70-х годов выделил несколько основополагающих ценностей контркультуры: ценность чувственности восприятия по сравнению с рационалистическим (как следствие, обесценивание научного знания и внимание ко всему мистическому и неизвестному); сотрудничество, а не состязание с природой, восприятие ее как гармонической связи всего сущего; отказ от жизни в изолированных ячейках общества в пользу коммун; выдвижение нового девиза: не «делать» («иметь»), а «быть»; отвержение любого типа принуждения и долга. Контркультура немыслима и не существует без официального общества -- они взаимодополняемы и связаны.

Явление «контркультуры» очень легко переходит в «субкультуру», которая существует параллельно с официальной и не претендует на ниспровержение господствующей культуры. Такая культура не опасна для официальной культуры и сосуществует с ней. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры, «отличающаяся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» Краткий словарь по социологии. М., 1989. .

Энциклопедия социологии дает следующее определение понятию «субкультура»: «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура)» Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Энциклопедия социологии. Книжный Дом, 2003. Статья И. Н. Красавцевой. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1166.htm?ncrnd=1294. Среди более частных определений субкультуры в данной энциклопедии следует также выделить: «Субкультура - это особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер)» Там же..

Характерными признаками любой субкультуры являются: определенный стиль жизни и поведения; свойственное данной субкультуре нормы, ценности, мировоззрение; наличие инициативного центра, генерирующего идеи. Также Т. Рожак См. 7 выделял богемность как общую черту, объединяющую битников, хиппи и другие молодежные субкультуры. Заметим, что в современном мире каждый человек принадлежит одновременно к нескольким субкультурам по тому или иному признаку. С этой точки зрения субкультура предлагает человеку сделать сознательный выбор, ведь она, в отличие от базовой культуры, не навязывается извне. Кроме того, еще одним признаком субкультуры является ее эзотерический характер, т. е. предназначенность исключительно для посвященных. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя и выступает своего рода инновационной областью для базовой культуры.

Многие теоретики рассматривают явление субкультуры как процесс приспособления к господствующей культуре. В. Тэрнер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к «лиминальным сообществам» Здесь и далее цитируется по Щепанская Т.Б. Символика молодежной культуры. СПб, 1993. С. 14-16., то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат. limen -- порог). Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Для такого рода «выпавших» культур А. С. Мыльников ввел термин «экстернальные», от лат. externus -- чужой. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например, криминальную, богему, наркомафию и т. д., -- они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым «общепринятым». Экстернальные культуры существуют и существовали в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси. Если основная культура -- это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа -- это остатки прежних мифов или же новая информация, не вписывающаяся в основной миф.

Щепанская в книге «Символика молодежной культуры» выделяет 3 состояния подобных экстернальных культур в соответствии с ролью экстернальной сферы: «изолят», «источник» и «инверсия».

Первое состояние характерно для стабильного общества, когда все выпавшие из него люди изолируются в психиатрических лечебницах или исправительных учреждениях или же просто изгоняются. Информация, не вписывающаяся в основной миф, в этом случае сохраняется экстернальной культурой, но практически не проникает в «большое» общество. В такие периоды «неформалов» изучают в основном в рамках криминологии, психиатрии -- дисциплин, занимающихся отклонениями и направленных на поиск путей «нормализации» или изоляции изучаемых явлений.

В периоды социальных сдвигов («источник») подходы меняются. С началом перестройки появляются концепции, рассматривающие подобные группы как источник новых ценностей, моделей будущего развития. На этом этапе экстернальные ценности проникают в общество и перестраивают систему связей, обеспечивая реакцию общества на изменения среды.

Наконец, наступает момент, когда основная и экстернальная культуры меняются местами. Эта новая информация закрепляется в мифе -- самоописании общества, получая, таким образом, возможность передаваться во времени. То, что было нормами и символами исключенной культуры, становится основой нового принципа построения общества, а прежний основной миф уходит в подполье.

Делись добром ;)