logo
Анализ степени вовлеченности молодежи в деятельность волонтерских организаций, занимающихся оказанием помощи и поддержки пожилым людям

1.3 Основные формы и методы социальной защиты пожилых людей в рамках волонтерства

По качественному признаку субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) Комплексные центры социального обслуживания населения;

2) Центры социального обслуживания;

3) Центры психолого-педагогической помощи населению;

4) Центры экстренной психологической помощи по телефону;

5) Центры (отделения) социальной помощи на дому;

6) Дома ночного пребывания;

7) Специальные дома для одиноких престарелых;

8) Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты);

9) Геронтологические центры Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными учреждениями и службами» от 24. 06. 96 г., № 739 (с дополнениями и изменениями).П. 2. .

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Комплексная система социальной защиты населения призвана обеспечивать:

1. Достойное социальное существование человека, уважение его чести и достоинств;

2. Максимально полный охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех, кто не включен в систему;

3. Равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы.

Центры социального обслуживания населения являются теми основными инструментами системы социальной защиты, которые призваны претворять в жизнь перечисленные задачи. Основной целью их деятельности является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной оказывать содействие людям, нуждающимся в помощи. Принципами социального обслуживания являются:

адресность;

доступность;

добровольность;

гуманность;

конфиденциальность;

профилактическая направленность Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными учреждениями и службами» от 24. 06. 96 г., № 739 (с дополнениями и изменениями).П. 3. .

Закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определяет, что "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Ст. 8. .

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов должна строиться на принципах:

1) Соблюдения прав человека и гражданина;

2) Предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

3) Обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

4) Преемственности всех видов социального обслуживания;

5) Ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) Приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

7) Ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Там же. Ст. 9. .

К лицам пожилого возраста, имеющим право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания в соответствии с действующим законодательством, относятся женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению Арефьева Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста. // Социологические исследования - Москва, 2010.С. 174. .

С учетом сказанного выше можно выделить следующие направления деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию помощи в реализации законных прав и интересов пожилых людей:

1. Социальные гарантии:

осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан;

обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты, установленных законодательством пенсий и пособий;

осуществление контроля предоставления инвалидам ВОВ и семьям погибших военнослужащих, престарелым гражданам, реабилитированным гражданам, предусмотренных для них льгот и преимуществ, обеспечение нуждающихся санаторно-курортным лечением.

2. Консультационно-правовые услуги:

оказание правовой помощи предприятиям, учреждениям по подготовке документов и представлений к назначению пенсий рабочим, служащим и членам их семей;

проведение разъяснительно-правовой работы среди населения по пенсионному законодательству, социальным вопросам, по предоставлению льгот и преимуществ посредством широкого использования средств массовой информации;

осуществление контроля соблюдения администраций предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка и правил оформления документов для назначения пенсий и пособий;

ведение учета лиц, обращающихся по вопросам направления в учреждения социального обеспечения;

оказание содействия в оформлении документов лицам, нуждающимся в устройстве в дома престарелых и инвалидов, обследование их семейного и материально-бытового положения, направление данных категорий граждан в дома-интернаты по путевкам вышестоящих органов социальной защиты;

подготовка документов и внесение на рассмотрение в администрацию района предложений об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

управление инфраструктурой социального обслуживания населения, а именно: руководство работой районных медикосоциальных экспертных комиссий и социальных учреждений, находящихся на территории района, оказание им практической помощи; осуществление контроля своевременного прохождения инвалидами переосвидетельствования во МСЭК;

предоставление социально-бытового обслуживания в том числе: организация работы по материально-бытовому обслуживанию инвалидов и пенсионеров, семей погибших военнослужащих, организация протезно-ортопедической помощи населению;

реализация адресных программ: оказание материальной помощи общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и их трудоустройстве; оказание адресной материальной помощи малообеспеченным гражданам района, в том числе пожилым;

консультационно-коммуникативная деятельность, направленная на оптимизацию социального обслуживания населения: организация своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, проведение приема граждан по вопросам социального и материально-бытового обслуживания; прием представлений, заявлений и документов, необходимых для назначения Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - Москва, 2012.С. 24-26. .

Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представляют собой:

1) Социальное обслуживание на дому (включая социально - медицинское обслуживание). К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

организация питания, включая доставку продуктов на дом;

помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг;

другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - Москва, 2012.С. 27. .

2) Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

разовое оказание материальной помощи;

содействие в получении временного жилого помещения;

организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров.

3) Социально - консультативная помощь предусматривает:

выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

уход во время болезни - 83%;

доставка продуктов - 80,9%;

доставка лекарств - 72,9%;

услуги прачечной - 56,4%.

Современная государственная (муниципальная) система социального обслуживания пожилых людей в России начала формироваться в конце 80-х годов XX века Минкина О.В. Социально-психологический портрет пожилого человека. // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северокавказскому региону». - Владикавказ, 2014.С. 42. .

В настоящее время она представлена 4 формами социального обслуживания:

1. Срочной социальной;

2. Не стационарной (надомной);

3. Стационарной (существующей в стране десятки лет);

4. Полустационарной.

Срочное социальное обслуживание - наиболее массовая форма социального обслуживания. В 2013 году срочную социальную помощь получили более 14 млн. человек, из них, по данным ряда регионов, 92-93% составляют пожилые люди и инвалиды. Несмотря на кажущееся улучшение материального благосостояния российских граждан, эта служба продолжает активно развиваться и оказывать услуги все большему и большему числу людей.

Нестационарная (надомная) форма обслуживания пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Ежегодные темпы прироста сети специализированных отделений значительно (в 15-20 и более раз) превосходят темпы развития сети неспециализированных отделений. В 2013 году указанными подразделениями было обслужено на дому 1355,7 тысяч пожилых людей и инвалидов, из них 160,4 тыс. человек (12,0%) - специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания Минкина О.В. Социально-психологический портрет пожилого человека. // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северокавказскому региону». - Владикавказ, 2014.С. 53. .

Стационарная сеть представлена 1314 учреждениями, из которых:

618 - дома-интернаты для престарелых и инвалидов (общего типа);

440 - психоневрологические интернаты;

64 - дома - интернаты милосердия для престарелых и инвалидов;

14 - геронтологические центры.

В стационарных учреждениях системы социальной защиты населения проживает 245 тысяч человек, из которых 140 тысяч человек - пожилые люди Там же.С. 53-54. .

Если рост численности проживающих в домах-интернатах в последние годы был незначительным (колебания в пределах 1-2 тысяч человек в год), то расширение сети стационарных учреждений оказалось более заметным явлением. Наиболее активно развивалась сеть домов-интернатов общего типа (за 10 лет увеличение более чем в 2 раза) при полной стагнации психоневрологической сети (на начало года). Расширение сети домов-интернатов общего типа позволило улучшить условия проживания в них.

В последние годы наметились тенденции к разукрупнению существующих домов-интернатов и открытию домов малой вместимости. В результате средняя мощность дома-интерната общего типа сейчас составляет 151 место. Другой тенденцией является создание специализированных стационарных учреждений - домов милосердия и геронтологических центров, которые в большей степени, чем дома-интернаты общего типа, занимаются проблемами медицинского ухода. Несмотря на активное развитие сети стационарных учреждений, численность ожидающих очереди на помещение в дома-интернаты не уменьшается Альнеревич В.М. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону, 2013.С. 58-59. .

К полустационарной форме относится деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО), учреждений по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, а также социально-оздоровительных центров. В эту же группу обычно включают специальные дома для одиноких и престарелых, хотя они, по своей сути, не являются учреждениями социального обслуживания, а, скорее всего, типом жилья.

Сеть центров социального обслуживания развивалась более динамично, чем стационарная сеть. Первый ЦСО был открыт в г. Челябинске в 1987 году. Сейчас их насчитывается уже 2875 Там же.С. 63. .

За 2013 год отделениями дневного пребывания было обслужено 928,5 тысяч пожилых людей и инвалидов, отделениями временного проживания - 74,5 тысячи человек. Через систему 99 учреждений для лиц без определенного места жительства в 2013 году прошло 57,4 тысячи человек, причем в большинстве случаев это услуги 38 домов ночного пребывания - 23,1 тыс. человек и 21 центра социальной адаптации - 15,6 тыс. человек. До 30% обслуженного этими учреждениями контингента - лица пожилого возраста. Развивается сеть социально-оздоровительных центров. Их - 52, и они смогли обслужить за 2013 год 65,4 тыс. человек.