"Свои" и "чужие" в локальной территориальной общности

курсовая работа

2.2 Выбор и обоснование метода сбора информации: личное интервью

Методом сбора информации в данном исследовании было выбрано интервьюирование. На основе существующей информации о теоретическом объекте, мы видим, что это наилучший способ решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез.

С помощью наблюдения мы можем только видеть какие-либо социальные явления, однако изучить идентификацию членов локальной территориальной общности мы не можем, поскольку это больше психологический процесс.

Метод контент-анализа не был принят во внимание в связи с недостатком документов по данной проблеме. При обзоре литературы были обнаружены исследования, посвященные теме идентификации с группами «Свои» и «Чужие», но во внимание были взяты в целом жители России. Были обнаружены статистические данные, которые помогли нам иметь представление о данной проблематике. Другие работы в основном касались либо территориальных общностей, либо идентичности и идентификации.

Для данного типа исследования подходит полуформализованное интервью. Во время личной беседы респондент может задавать все возникающие вопросы для более полного понимания анкеты. Еще одним преимуществом личной беседы является то, что респонденту будет трудно уйти от ответа на заданный вопрос. При заполнении анкеты самостоятельно повышается вероятность пропущенных и необдуманных ответов. Так же при полуформализованном интервью мы можем учитывать комментарии респондента по поводу содержания анкеты, чтобы в дальнейшем провести корректировку вопросов.

Предполагается проводить интервью на дому у респондента, потому что так мы точно будем знать, что этот человек является членом локальной территориальной общности.

2.3 Составление вопросов для интервью

На основе составленной системы индикаторов и показателей были разработаны вопросы для интервью (см. Приложение 1). Вопросы делятся на 2 группы в соответствии с блоками: характеристики групп «Свои» и «Чужие», характеристики члена локальной территориальной общности.

В группе вопросов, посвященных члену локальной территориальной общности, мы выясняем, сколько времени он проживает на территории общности, его возраст, национальность, уровень образования, имущественного положения и его профессию. Вопросы, касающиеся уровня образования и имущественного положения, сформулированы закрыто, поскольку предусмотрены все варианты ответов. Остальные вопросы открытые, поскольку заранее мы не можем предугадать ответы.

В последующей группе вопросов мы будем выяснять, каким образом индивид разделяет членов общества на группы «Свои» и «Чужие» на основе тех же характеристик, которые мы выделили для первой группы вопросов. Данная группа вопросов сформулирована открыто, поскольку нас интересует именно мнение респондента.

Делись добром ;)