"Свои" и "чужие" в локальной территориальной общности

курсовая работа

2.4 Методические выводы

В результате пробного пилотажа данного опроса были выявлены некоторые недостатки, которые в последующем будут доработаны. При проведении пилотажа было опрошено 10 человек, живущих в городе Бердске. После проведения интервью попросили респондентов ответить на несколько вопросов по структуре анкеты, какие вопросы были не корректно сформулированы или лишними. Так же во время интервьюирования были учтены вопросы, задаваемые респондентами.

Вопрос № 2 «Какое время Вы проживаете в городе Бердске?» был открытым. После проведения пилотажа вопрос был переформулирован и разбит на 2 вопроса. В первом респондент выбирает между двумя подсказками «Я родился в Бердске и живу тут всю жизнь» и «Я переехал в Бердск из другого города», а второй вопрос «Как долго Вы проживаете в городе Бердске» предназначается только респондентам, ответившим, что они переехали в Бердск.

Вопрос № 7 «К какому социальному классу Вы могли бы отнести себя?» был закрытый и имел 4 варианта ответа: низший, средний, высший, затрудняюсь ответить. Однако многие из опрашиваемых выбирали ответ «затрудняюсь ответить», некоторые не понимали вопроса, некоторые говорили, что вариантов ответов слишком мало. Поэтому вопрос был переформулирован в «К какому слою в обществе Вы бы скорее всего себя отнесли?» с вариантами ответов: к низшему слою, к низшей части среднего слоя, к средней части среднего слоя, к высшей части среднего слоя, к высшему слою, затрудняюсь ответить. Соответственно была изменена формулировка вопроса № 12 «Людей какого социального класса Вы могли бы назвать «Своими»? А кого «Чужими»?» на «Людей какого слоя в обществе Вы могли бы назвать «Своими»? А кого «Чужими»?».

В приложении 1 представлен уже скорректированный вариант анкеты для интервью.

Заключение

В результате проделанной работы была получена целостная программа исследования, целью которого является определение взаимосвязи между характеристиками члена локальной территориальной общности и критериями, по которым он выделяет группы «Свои» и «Чужие».

В программу исследования вошли методологический и процедурный разделы. В методологическом разделе была определена цель исследования, составлена теоретическая концепция, теоретически интерпретированы понятия, а также были установлены задачи исследования и выдвинуты гипотезы.

В процедурном разделе мы разработали систему индикаторов и показателей, выбрали и описали эмпирический объект, выявили целевые и нецелевые источники информации. Так же, был разработан инструментарий (анкета для полуформализованного интервью), который был апробирован в рамках пилотажа. Недостатки, выявленные в ходе интервью, были подкорректированы.

После исправления инструментария, полученную программу и разработанный инструментарий можно использовать для непосредственного проведения исследования и сбора первичной социологической информации.

Список литературы

Литература, посвященная изучению локальной территориальной общности

1. Горяченко Е. Е. Территориальная общность в изменяющемся обществе // Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Ред. кол.; Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН, 1999. Гл. 23. С. 499-534.

2. Горяченко Е. Е., Литвинцева (Наумова) М. В. Локальная территориальная общность в крупном городе (на примере Новосибирского Академгородка) // Крупные города и вызовы глобализации. Смоленск: Ойкумена, 2003. С. 192-200.

3. Смелзер, Нейл. Социология: [Учеб. пособие для вузов]: Пер. с англ. / Науч. ред. В. А. Ядов.-- М.: Феникс, 1994.

4. Теннис Ф. Общность и общество // Теоретическая социология: Антология: [В 2 ч.]. Ч.1. / Моск. высш. шк. социал. и экон. наук, РАН, Ин-т социологии, Центр фундам. социологии, Центр.-Европ. Ун-т; Под ред. С. П. Баньковской.-- М.: Кн. дом "Университет", 2002.

5. Троцковский А. Я. Трансформация социально-территориальной структуры региона. //Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской эк.-соц-й школы / Ред. кол.; Отв. ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 1999. C. 478-499.

6. Файзуллин Ф. С., Хазиахметов Н. Х. Методологические проблемы исследования территориальных общностей. Электронный ресурс <www.anrb.ru/tmp/files/yumatovo/faizullin.doc>

7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. / Ред. Ф. А. Батурин. - Новосибирск: Наука, 1967.

8. Электронный словарь www.mirslovarei.com/content_soc/OBSHHNOST-TERRITORIALNAJA-4015.html

Литература, посвященная изучению социальной идентификации

9. Данилова Е. Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27-30.

10. Даудрих Н. И. Социальная идентичность: методический аспект http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/48428.html// Социология: 4М. 2000. № 12. С. 77-95.

11. Климова С. Г. Критерии определения групп "Мы" и "Они" // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 83-95.

12. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определениях «своих» и «чужих» // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 83 - 96.

13. Шафранов А. И. Самоидентификация личности. 2004.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

15. Ядов В. А. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993.

16. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181.

Приложение

Здравствуйте! Это анонимное интервью, посвященное изучению взаимоотношений людей в рамках города Бердска. Данные, полученные от всех участников опроса, будут использованы только в обобщенном виде. Здесь нет верных или неверных ответов, нам важна Ваша точка зрения. Пожалуйста, внимательно слушайте вопросы, в случае непонимания - уточняйте. Большое спасибо, что согласились поучаствовать!

Для начала последует несколько вопросов о Вас.

1. Сколько Вам лет?

____________________________________________________________

2. Скажите, какой из ответов наиболее точно определит Ваше положение:

1. Я родился в Бердске и живу тут всю жизнь (переход к вопросу 4)

2. Я переехал в Бердск из другого города (переход к вопросу 3)

3. Как долго Вы проживаете в городе Бердске?

_________________________________________________________

4. Ваша национальность?

__________________________________________________________

5. Какой у Вас уровень образования?

1. Общее начальное или незаконченное неполное среднее

2. Законченное неполное среднее

3. Общее полное среднее

4. Профессионально-техническое

5. Среднее специальное образование

6. Неоконченное высшее

7. Высшее

6. По какой профессии и в какой должности Вы работаете?

___________________________________________________________

7. К какому слою в обществе Вы бы скорее всего себя отнесли?

1. К низшему слою

2. К низшей части среднего слоя

3. К средней части среднего слоя

4. К высшей части среднего слоя

5. К высшему слою

6. Затрудняюсь ответить

В своей жизни мы имеем дело с разными людьми. С одними мы находим общий язык, понимаем и принимаем их, называем их “своими”. А другие люди являются для нас "не своими". Сейчас Вы попробуете выделить таких людей по определенным характеристикам.

8. Людей какого возраста Вы могли бы назвать «Своими»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А кого «Чужими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

9. Людей какой национальности (ей) Вы могли бы назвать «Своими»?_________________________________________________________________________________________________________________________

А кого «Чужими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

10. Людей какого уровня образования Вы могли бы назвать «Своими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

А кого «Чужими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

11. Людей какой профессии (ий) Вы могли бы назвать «Своими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

А кого «Чужими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

12. Людей какого слоя в обществе Вы могли бы назвать «Своими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

А кого «Чужими»?__________________________________________________________________________________________________________________________

13. Кого бы из окружающих Вас в городе Бердске людей Вы могли бы назвать «Своим»? ___________________________________________________________________________________________________________________________________

А кого «Чужим»?___________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо, что участвовали в нашем опросе! Ваш вклад очень важен для нас!

Делись добром ;)