Методика подготовки и организации досуга молодежи
2. Особенности организации досуга молодёжи
В сфере досуга молодёжь более открыта для влияния и воздействия на неё самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Жизнедеятельность молодёжи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
в эмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения.
Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других.
Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно - экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.
Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого - рыбалка, третьего - изобретательство, четвертого - легкие развлечения…
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Предпочтения молодежи по проведению досуга
Виды досуга |
Доля опрошенных |
||
Дома |
Чтение книг, журналов |
54,0 |
|
Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет |
77,6 |
||
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) |
10,5 |
||
Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) |
11,1 |
||
Сочинение (стихи, проза) |
9,7 |
||
Компьютер (игры) |
39,7 |
||
Компьютер (программирование, отладка) |
19,4 |
||
Спорт, здоровый образ жизни |
44,2 |
||
Уход за домашними животными |
28,2 |
||
Общение с друзьями |
73,6 |
||
Другое |
2,8 |
||
Затруднились ответить |
1,2 |
||
Вне дома |
Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) |
9,1 |
|
Спортивные секции |
27,4 |
||
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно |
33,1 |
||
Курсы иностранных языков |
19,6 |
||
Секции и кружки технического творчества |
1,2 |
||
Секции и кружки народных промыслов |
0,8 |
||
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |
14,7 |
||
Факультативы при учебных заведениях |
6,5 |
||
Посещение библиотеки, читальных залов |
14,5 |
||
Посещение кинотеатров |
30,0 |
||
Посещение театров |
32,3 |
||
Дискотеки |
57,3 |
||
Посещение кафе-баров |
40,9 |
||
Дача, приусадебное хозяйство |
24,2 |
||
Массовые праздники, гулянья |
37,1 |
||
Профессиональная ассоциация |
3,6 |
||
Политические объединения |
2,4 |
||
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения |
46,4 |
||
Другое |
2,6 |
||
Затруднились ответить |
2 |