Анализ теоретических основ применения IТ-технологий в профессиональной реабилитации инвалидов и разработка путей их совершенствования

курсовая работа

Выводы по Главе I

1. Инвалидность - это нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма; инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности.

2. Основными причинами инвалидности выступают: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, военная травма, инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий, а также другие причины.

3. Важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является профессиональная реабилитация, которая представляет собой процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.

4. Профессиональная реабилитация включает следующие мероприятия и услуги: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профобучение, повышение квалификации, содействие трудоустройству, квотирование и создание специальных рабочих мест и др.

5. Важную роль в профессиональной реабилитации инвалидов играют новые информационные технологии, под которыми в последнее время чаще всего понимают компьютерные технологии.

6. ИТ открывают новые возможности для решения проблемы профессиональной реабилитации: активизируется процесс обучения, будет обеспечен дифференцированный подход к инвалидам, будут развиваться дистанционное обучение и дистанционные трудовые отношения.

7. Наиболее востребованными специальностями для инвалидов в сфере ИТ являются: оператор ПК, переводчик, web-разработчик, художник компьютерной графики, дизайнер, корректор и др.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

2.1 Опыт использования новых информационных технологий

в профессиональной реабилитации инвалидов

Как известно, право на труд и право на образование являются неотъемлемыми правами каждого человека, и в том числе инвалида. Не подлежит сомнению, что инвалиды должны получать профессиональное образование и в дальнейшем иметь рабочее место по профессии.

Однако образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: в специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.

Как уже говорилось, одним из способов решения этой проблемы является использование новых информационных технологий, позволяющих более эффективно организовать процесс профессиональной реабилитации человека с ограниченными возможностями.

Более того, на данный момент в России действует свыше ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям, с последующим трудоустройством.

Так, например, Министерством социальной защиты Республики Татарстан успешно реализуется социальный проект дистанционного обучения инвалидов в Татарском институте содействия бизнесу. На учебу принимаются инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Обучение производится дистанционно через сеть Интернет в режиме реального времени с использованием системы «Дистанционного асинхронного обучения ТИСБИ».

Подобный опыт успешно реализуется также Министерством социальной защиты населения Московской области и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ). В 2005 году ими был начат совместный проект по созданию областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классов реабилитационных центров Московской области.

Практическая цель проекта была сразу же достигнута: создана областная сеть дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями на базе реабилитационных центров на основе технологии дистанционного обучения МНЭПУ. Перспектива проекта состоит в предоставлении инвалидам равных возможностей и безбарьерного доступа к получению образования по востребованным специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Уникальность проекта состоит в том, что вместе объединены межотраслевые возможности системы социальной защиты населения и системы профессионального образования. ВУЗ «сделал шаг навстречу» инвалидам и разместил образовательный процесс в местах, удобных для лиц с ограничениями.

Для данной категории лиц дистанционные технологии обладают явными преимуществами, тем более интернет-технологии, разработанные для этого проекта. Интернет-система дистанционного асинхронного обучения изначально разработана для лиц с ограничениями. Это ограничения по времени - студенты физически не могут заниматься свыше 3 часов в день; ограничения в пространстве - студенты ограничены в передвижениях и учатся по сетевым технологиям (через интернет) или кейс-технологиям (почтовые пересылки). Асинхронность (обучение по индивидуальной траектории усвоения знаний, в удобное время в удобном месте) принципиально важна для лиц с ограничениями, которые не всегда достаточно хорошо себя чувствуют в режиме группового обучения в условиях жесткого расписания занятий. Студенты занимаются в реабилитационных центрах или дома по различным технологиям: по сетевой технологии, кейс-технологии или по смешанной технологии. Причем все технологические особенности обучения реализуются в полном соответствии с Государственными образовательными стандартами Российской Федерации, они реализованы в существующем нормативно-правовом поле дистанционного обучения и полностью соответствуют лицензионным и аккредитационным параметрам высшей школы.

Технология дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями апробирована в Федеральном эксперименте 2001-2005 гг. Министерства образования и науки РФ в г. Казани, где обучаются инвалиды I и II групп инвалидности (колясочники, не слышащие) на базе интернет-классов 14 реабилитационных центров.

Для каждого участника учебного процесса разработана своя программа - автоматизированное рабочее место (АРМ), позволяющая с любого компьютера в пределах локальной сети вуза взаимодействовать с центральной базой данных, где накапливается полная информация о ходе обучения каждого студента. Студент может видеть всю информацию о процессе своего обучения, получать доступ к учебному материалу по предметам текущего семестра, проходить контрольные точки, задавать вопросы своим преподавателям, участвовать в виртуальных семинарах, общаться с другими студентами.

Еще одним примером использования информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации инвалидов является опыт Тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Лобачевского, который в партнерстве с Нижегородским областным центром социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению успешно реализовал проект «Использование компьютерных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов по зрению».

Важнейшим средством профессиональной реабилитации инвалидов по зрению и необходимым условием качественного профессионального образования и дальнейшего трудоустройства становится в настоящее время использование компьютерных технологий, адаптированных для незрячих и слабовидящих - тифлотехнологий. Их использование позволяет инвалидам по зрению самостоятельно выполнять многое из того, в чем раньше приходилось прибегать к посторонней помощи, например, получать информацию из Интернет или с помощью сканера читать обычный текст.

Это в существенной мере компенсирует недостаток или отсутствие зрения в области работы с информацией, создает благоприятные условия для образования и профессиональной деятельности незрячих специалистов (педагогов, юристов, психологов), повышает их конкурентоспособность и способствует подлинной интеграции в общество.

В рамках проекта был также проведен комплекс мероприятий, направленных на более широкое внедрение компьютерных тифлотехнологий и повышение качества их использования в профессиональной деятельности инвалидов по зрению.

Кроме того, начал работу информационно-консультативный центр по вопросам оборудования и эксплуатации компьютерных рабочих мест для незрячих и слабовидящих пользователей. Были проведены обучающие семинары и ряд практических занятий в малых группах для незрячих и слабовидящих пользователей, что обеспечило индивидуальный подход к каждому, был издан рельефно-точечным шрифтом сборник «В помощь незрячему пользователю компьютера», содержащий материалы, посвященные работе на компьютере без визуального контроля с использованием специальных средств звукового и рельефно-точечного вывода.

Необходимо отметить, что данный проект вошел в число победителей Всероссийского конкурса социальных проектов «Социальный форум», а работа Тифлоцентра ННГУ стала примером открытия аналогичного центра в Калининградском государственном университете.

2.2 Результаты эмпирического исследования

Для того, чтобы определить роль новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, нами было проведено исследование, направленное на изучение данной проблемы.

Исследование проводилось среди людей с ограниченными возможностями на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Агаповского района. В исследовании приняло участие 38 человек, среди которых 55% - мужчин, 45% - женщин.

Что касается возрастных границ респондентов, то среди них большинство - 50% - составили молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. В возрастные группы 31 - 40 лет и 41 - 55 лет вошли 34% и 16% опрашиваемых соответственно.

Одним из первых вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, работают ли они в настоящее время. Подавляющее число опрашиваемых, примерно 83% от общего числа, ответило положительно на данный вопрос.

Для тех же, кто не имеет работы на данный момент времени, был задан дополнительный вопрос, касающийся причин, по которым они не работают. Среди основных причин, названных респондентами, были следующие: нет работы со специально оборудованными рабочими местами (24%), не позволяет здоровье (18%), трудоустройству мешает инвалидность, т.е. «инвалидов на работу не берут» (16%).

Как видно из процентного соотношения полученных ответов, основной причиной, обусловившей проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, является отсутствие работы со специально оборудованными рабочими местами, что в значительной степени влияет на трудоспособность данной категории, лишая при этом человека с ограниченными возможностями вести полноценную трудовую деятельность.

Кроме того, был задан вопрос относительно того, хотят ли они работать. И, как выяснилось, все желают работать, но на данный момент существуют определенные сложности с поиском работы.

Необходимо также отметить, что опрос помог выявить проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы (рис.1).

Рис. 1. Проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы

Как показано на рисунке, одной из главных проблем трудоустройства для инвалида является проблема низкого уровня оплаты труда. Данную проблему отметили 30% респондентов. И это не случайно, поскольку для инвалида, которому приходится тратить большие средства на приобретение медикаментов и оплату лечения, размер заработной платы имеет решающее значение.

Среди вопросов, задаваемых респондентам, был и вопрос о владении навыками работы на персональном компьютере (далее ПК). Результаты оказались достаточно скромными, поскольку лишь 37% респондентов указали, что владеют данными навыками. Причем, только 5% из этого числа проходили специальные курсы по обучению работе на ПК. Остальные либо пользовались специальной литературой (12%), либо овладели навыками с помощью родственников и знакомых (20%).

Это позволяет сделать вывод о том, что инвалиды вдвойне лишены возможности найти для себя подходящее место работы. Поскольку в большинстве случаев для инвалидов физический труд противопоказан, им остается занимать вакансии, на которых основным является интеллектуальный труд, тесно связанный в последнее время с использованием информационных технологий, и в первую очередь с ПК. Здесь и возникает проблема, так как основная доля людей с ограниченными возможностями, как показало исследование, не обладают необходимыми навыками работы на ПК.

Кроме того, данные опроса свидетельствуют о том, что из числа респондентов только 32% используют в своей работе ПК. Следовательно, можно предположить, что остальные 68% занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации, а значит и малооплачиваемые; а также места с большой нагрузкой и физическим трудом, что категорически противопоказано инвалидам.

Разница между показателями использования инвалидами ПК в своей профессиональной деятельности наглядно представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели использования инвалидами ПК

Как показало исследование, из числа работающих респондентов, принявших участие в опросе, 32% нашли работу благодаря умению работать на ПК. Причем, необходимо подчеркнуть, что совпадение данных (число инвалидов, использующих в своей работе ПК и число инвалидов, которым умение работы на ПК помогло найти работу, оказалось абсолютно равным - 32%) по двум показателям не случайно, поскольку существует прямая зависимость от умения работы на ПК и возможностью трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.

Еще одним вопросом, задаваемым респондентам, был вопрос, касающийся государственной политики в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частично сохранивших способность к обучению и труду. Согласно полученным результатам, данная политика должна быть направлена в большей степени на профессиональную реабилитацию с целью обеспечения возможности работать на равных возможностях со всеми. Данной точки зрения придерживаются около 69% опрашиваемых. Остальные считают, что главным направлением политики должна выступать, прежде всего, поддержка материального положения инвалида.

В ходе исследования было также определено мнение людей с ограниченными возможностями о способности новых информационных технологий сделать процесс профессиональной реабилитации более качественным и эффективным. Мнения разделились, однако, большая часть респондентов (73%) согласилась с тем, что ИТ способны внести качественные изменения в процесс профессиональной реабилитации, сделав его более успешным и эффективным.

Помимо этого, респондентам были представлены проблемы, среди которых они должны были выбрать те, которые для них являются самыми актуальными. Здесь, как и ожидалось, основными стали материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы при трудоустройстве (таблица 1).

Табл. 1. Наиболее актуальные проблемы для людей

с ограниченными возможностями

Проблема

Процент полученных ответов

Материальные проблемы

35%

Проблемы при трудоустройстве

31%

Проблемы в обучении

15%

Проблемы в общении

12%

Проблемы планирования семьи

4%

Проблемы организации досуга

3%

Таким образом, на основании результатов, полученных в ходе нашего эмпирического исследования, анализа теоретических и эмпирических данных была разработана модель отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

2.3 Разработка модели отделения профессиональной реабилитации инвалидов

Проанализировав весь спектр полученных данных: теоретических и эмпирических, мы разработали модель отделения профессиональной реабилитации инвалидов. Данное отделение может быть создано на базе центров, работающих с данной категорией клиентов, т.е. с инвалидами; например на базе Комплексного центра социального обслуживания населения.

Положение об отделении профессиональной реабилитации инвалидов

1. Общие положения

1.1. Отделение профессиональной реабилитации для инвалидов является структурным подразделением Центра, осуществляющим на территории г. Магнитогорска мероприятия по профессиональной реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

1.2. Отделение профессиональной реабилитации создается, реорганизуется, ликвидируется решением директора Центра по согласованию с управлением социальной защиты населения при администрации города Магнитогорска.

1.3. Отделение свою деятельность строит на основе Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов Челябинской области, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Положением.

1.4. Отделение профессиональной реабилитации организуется и содержится за счет средств местного бюджета, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Центр оказывает отделению профессиональной реабилитации организационно-методическую и практическую помощь, а также осуществляет контрольные функции в пределах своей компетенции.

1.6. Отделение профессиональной реабилитации определяет формы и порядок работы с инвалидами с учетом их состояния и индивидуальной программы реабилитации, разработанной учреждениями медико-социальной экспертизы.

1.7. Образовательная работа с инвалидами в отделении организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной и профессиональной подготовки.

1.8. Отделение развивает и поддерживает контакты со всеми учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами, взаимодействует с общественными объединениями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.

2. Цель и основные задачи отделения

2.1. Целью деятельности отделения является оказание людям с различными ограничениями жизнедеятельности квалифицированной профессиональной реабилитационной помощи, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

2.2. Специалисты отделения обеспечивают определение выбора профессии, соответствие выбранной профессии (специальности) медицинским, социальным и психологическим характеристикам инвалида.

2.3. Специалисты отделения разрабатывают программу профессиональной реабилитации инвалида, конечной целью которой является трудоустройство по выбранной профессии.

2.4. Отделение:

- определяет соответствие требований, предъявляемых данной профессией к инвалиду, его возможностям;

- дает консультации, в том числе, с помощью Интернет-технологий, и предоставляет информацию по вопросам выбора профессии, включая возможности для смены профессии, проводит профессиональное тестирование, определяет профессиональные интересы и их соответствие имеющимся способностям;

- проводит своевременную профориентацию и трудотерапию инвалидов посредством использования информационных технологий, организует в необходимых случаях их профобучение, занимается вопросами трудоустройства людей с ограниченными возможностями на специализированные предприятия для инвалидов или использует имеющиеся квоты рабочих мест для инвалидов на других предприятиях, оказывает содействие в организации их труда и труда членов их семей на дому, в обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции;

- проводит трудовые пробы по точной оценке профессиональной пригодности инвалида к той или иной профессии путем обучения элементам трудовой деятельности и оценивает эффективность их освоения и пригодности инвалида к конкретным видам деятельности;

- определяет оптимальный уровень нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессии;

- оказывает содействие занятости людям с ограниченными возможностями.

Должностная инструкция инспектора по труду

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1. На должность инструктора по труду назначается специалист с высшим образованием и работающий с инвалидами.

2. Инструктор по труду непосредственно подчиняется директору Центра.

Права.

Инструктор по труду имеет право:

1. Выбирать формы и методы работы с инвалидами.

2. Выходить с предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимых для успешной работы Отделения.

3. Знакомиться с документацией по организации реабилитационного процесса.

Обязанности.

Инструктор по труду обязан:

1. Проводить работу с инвалидами в соответствии с врачебными назначениями по трудовой терапии.

2. Вести учетную документацию, учет хранения и использования сырья и материалов, инструментов и готовой продукции.

3. Проводить занятия с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.

4. Совместно с другими специалистами Отделения профессиональной реабилитации разрабатывать программы по профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Ответственность.

Инструктор по труду несет персональную ответственность за правильность методических приемов реабилитационной работы; соблюдение правил организации труда и техники безопасности.

Должностная инструкция преподавателя ЭВМ

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1. На должность преподавателя ЭВМ назначаются лица, имеющие высшее образование по профилю и стаж педагогической работы.

2. Преподаватель ЭВМ находится в непосредственном подчинении директора Центра.

Права.

Преподаватель ЭВМ имеет право:

1. Вносить свои предложения директору Центра по вопросам компьютеризации.

2. Вносить предложения по улучшению организации труда.

Обязанности.

Преподаватель ЭВМ обязан:

1. Обеспечивать подготовку ЭВМ к работе.

2. Обеспечивать проведение обработки информации в соответствии с рабочими программами.

3. Осуществлять внедрение новых программных проектов.

4. Обучать лиц с ограниченными возможностями работе на компьютере в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

5. Организовывать и контролировать самостоятельное выполнение заданий ими.

6. Использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии.

7. Формировать у лиц с ограниченными возможностями профессиональные умения и навыки, применять полученные знание в практической деятельности.

8. Повышать производительность труда, своевременно и тщательно выполнять свою работу.

Ответственность.

Преподаватель ЭВМ несет ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей.

Должностная инструкция психолога

Отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями

Общие положения.

1. На должность психолога принимается специалист с высшим психологическим образованием и работающий с инвалидами.

2. Психолог находится в непосредственном подчинении директора Центра.

Права.

Психолог имеет право:

1. Выбирать формы и методы работы с инвалидами, устанавливать очередность проведения различных видов работы, выделять приоритетные направления работы в определенный период.

2. Выходить с предложениями к директору Центра по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.

3. Проводить групповые и индивидуальные, психологические обследования. В этих целях: создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетом социальных, культурных и других особенностей инвалидов.

Обязанности.

Психолог обязан:

1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и служебных обязанностей.

2. Знать новейшие достижения психологической науки в целом и в том числе в социальной практической, возрастной и педагогической психологии.

3. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и психопрофилактической работы.

4. Определять факторы, препятствующие развитию личности с ограниченными возможностями и принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи.

5. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности лиц с ограниченными возможностями, способствовать развитию у них готовности и ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

6. Определять степень ограничения жизнедеятельности в развитии лиц с ограниченными возможностями, а также различного вида нарушений социального развития и проводить психолого-педагогическую коррекцию.

Ответственность.

Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций; несет ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей.

Делись добром ;)