Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ "Центр образования" г. Петрозаводска

дипломная работа

1.3 Нормативно - правовая база социальной работы с подростками, склонными к агрессии

Рост агрессивности подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.

Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально депривированных группах детей - сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях [11, с.3].

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции был принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства.

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который вступил в силу 3 августа 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.) [29, с.8].

Закон среди прочих мер признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации социально дезадаптированных детей, к которым относятся и дети, склонные к агрессии.

В современном российском законодательстве особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику девиантного, в том числе и агрессивного, поведения подростков. В 1993 году вышел Указ Президента РФ № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав".

Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 утверждено "Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации". На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов РФ.

В 1998 году Межведомственной комиссий по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ была разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.

Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ФЗ-120 от 24.06.99 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений [30, с.9].

Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому; организации контроля над условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности; осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование; отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.

Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.

В Республике Карелия также создаются программы, принимаются нормативные акты, направленные на решение проблем отклоняющегося (агрессивного) поведения детей и подростков. Реализация мероприятий региональной целевой Программы "Дети Карелии" на 2008-2011 годы позволит создать благоприятные условия для улучшения основных показателей качества жизни и комплексного развития и жизнедеятельности детей.

Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" направлена, в том числе, и на социальную поддержку семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке государства.

Отработанная на уровне республики система "Комплексных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с распределением обязанностей между системой образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних реализуется во всех районах республики.

Однако, несмотря на принятые законы, сформированную систему учреждений, призванных заниматься проблемами профилактики девиантного (агрессивного) поведения несовершеннолетних, разработанные программы и технологии профилактики, реализация законов и программ, деятельность различных учреждений не меняют ситуацию кардинально. Основная причина такого положения, на наш взгляд, кроется в отсутствии комплексной и планомерной работы по профилактике агрессивного поведения подростков. Зачастую эта работа ведётся формально, в виде разовых акций, не охватывает всех подростков.

Таким образом, проблема девиантного (в том числе и агрессивного) поведения подростков становится все более важной для будущего России. Масштабы распространения подростковой агрессивности продиктовали необходимость принятия органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях соответствующих превентивных мер. Социальный работник в своей деятельности с подростками, склонными к агрессии, должен опираться на нормы соответствующих законодательных актов.

Делись добром ;)