logo
Моделирование механизмов социального влияния на основе мультиагентного подхода

2.2 Работа со слухами

Еще одним значимым элементом для работы в ситуации межличностного общения являются слухи. Здесь есть полное совпадение между рекламой и ПО. Слухи психологически направлены на снятие напряжения. Слухи являются очень мощным оружием, но они должны быть хорошо подготовленными и находиться под контролем.

Три характеристики слуха подчеркиваются особо:

1. Источник должен быть привлекательным для аудитории и пользоваться ее доверием, - степень привлекательности для i-го агента

Простейший случай: - привлекательный/непривлекательный

Непрерывный случай: ;

2. Содержание слуха должно вызывать доверие, - степень доверия у i-го агента

Простейший случай: - доверяет/не доверяет

Непрерывный случай: - насколько доверяет;

3. Получатель слуха становится его передатчиком по мере передачи его дальше, - активность i-го агента при передаче сообщения.

Аналогично формуле (1) из первой главы рассмотрим влияние слухов на i-го агента

,

где - множество агентов имеющих влияние на i-го. Если то агент i принимает то мнение, ради распространения которого запускалось данное сообщение. Но, даже не поменяв мнение в пользу слуха, агент может передать его дальше и наоборот. Передаст ли агент сообщение дальше или нет, зависит от порогового значения , которое подбирается эмпирически в зависимости от аудитории. Если слух передается дальше. Мнение агента о получения сообщения влияет на степень привлекательности и, отчасти, на (которое определяется также индивидуальными особенностями агента).

монотонно зависит от , например графиком следующего вида:

При этом от зависит коэффициент "подъема": чем больше , тем выше коэффициент доверия.

Методы создания слуха вызывают особый интерес. Здесь точкой отсчета взяты особенности передачи и особенности человеческого восприятия. Для чего используются три операции: выравнивание, выпячивание, уподобление. Несколько слов о каждой из них:

· выравнивание - слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче

· выпячивание закономерности выборочного восприятия, когда из большого текста берут только ключевые моменты

· уподобление отражает имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения.

Выравнивание.

- длина слуха (в словах)

- монотонно убывающая функция.

Основной акцент делается на особенностях обработки информации разными социальными группами.

Одно из правил этого уровня звучит следующим образом: "Информация, которая не выровнена, выпячивается, становясь важной. То, что выпячивается одной группой, может быть выровнено другой".

Выпячивание.

Длинное сообщение бьется на фрагменты, для каждого их которых определяется степень привлекательности для данного агента. Выпячивание заключается в том, что выбирается фрагмент с максимальным значением этой характеристики, и далее передается только он, но при этом снижается степень доверия , в том числе и у этого агента.

Уподобление.

Уподобление заключается в том, что все множество агентов бьется на непересекающиеся подмножества, например, по этническому признаку.

,

где - все агенты. Ш.

У них разная эмоциональная реакция на конкретный слух, а значит и разная степень доверия.