Может ли дружба "затеряться" во времени

курсовая работа

§1. Исследование особенностей возрастных представлений о дружбе в настоящее время

Для реализации первой задачи были разработаны анкеты «Дружба- это…» для разных возрастных групп: детей младшего школьного возраста (1-я возрастная группа) (см. Прилож.1), учащихся старших классов (ранняя юность, 2-я возрастная группа) [2 с 6] (см. Прилож.2) и взрослых (3-я возрастная группа) (см. Прилож.3). В каждой из групп в анкетировании принимали участие по 50 респондентов.

Анализ результатов анкет, проведенных среди младших школьников, показал, что 60% опрашиваемых на вопрос: « Что такое дружба?», ответили, что это - доверительные отношения между людьми, сходные с отношениями в семье, для которых характерны взаимопомощь, честность, взаимопонимание, доброта и уважение. А для остальных 40% дружба - это лишь определенная совместная деятельность: игра, учеба, общение, времяпрепровождение и т.п. (см. Прилож.1а, диагр.1). Изучив ответы на второй вопрос, получили следующие результаты, что большинство детей (92%) имеют большое количество друзей. И только 8% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно. При анализе третьего вопроса выяснилось, что такие качества, как доброта, честность, откровенность, верность и вежливость присутствуют практически у всех детей (98%). Самым распространенным ответом на вопрос, кто является другом для ребенка, был ответ: тот человек, который меня поддерживает в трудных ситуациях и понимает. Так ответило 79%, остальные 21% отвечали, что это тот человек, с которым можно весело провести время. Ответы на последний вопрос анкеты дали следующий результат: в понимании 72% детей дружба проявляется в общении, в понимании, во взаимопомощи. У остальных 28% дружба проявляется в совместной игре, встречах за пределами школы (см. Прилож.1а, диагр.2).

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: уже в возрасте 9-10 лет в большинстве случаев дружба играет значительную роль в жизни детей и является ценностью, без которой они не представляют себе жизни. Отношение дружбы в меньшинстве случаев реализуется в контексте игры. Это объясняется тем, что к 9-10 годам ребенок уже имеет опыт межличностных отношений, выходящий за пределы семьи, и, благодаря этому, происходит постепенное выделение, развитие, упрочение собственно дружеских отношений, а игра становится лишь одним из видов деятельности, в котором эти отношения развиваются.

Следующим шагом исследования был анализ анкет старшеклассников (ранняя юность) (см. Прилож.2).

Исследовав ответы на вопросы № 1 и 5 , можно сделать выводы, что для 72% опрашиваемых дружба - это доверительные отношения, для которых характерны взаимопонимание, взаимовыручка. Для 13% - это просто отношения с людьми, 9% опрашиваемых сравнивали дружбу с жизнью и миром, а остальные 6% затруднялись ответить (см. Прилож.2а, диагр.1). Примерно такими же являются ответы на вопросы № 2 и 3. Так, другом является близкий человек, который понимает, помогает в сложной ситуации, жертвует собой, который всегда рядом. Следовательно, для опрашиваемых дружба проявляется в поддержке, понимании, взаимопомощи и доверии (см. Прилож.2а, диагр.2). Это, таким образом, и является содержанием современных дружеских отношений.

При анализе ответов на 4-й вопрос выяснилось, что у 58% опрашиваемых настоящих друзей немного, они объясняют это тем, что настоящих друзей много не бывает. Остальные 42% респондентов имеют много друзей. Анализ ответов на вопрос № 6 показал, что 92% опрашиваемых считают, что дружбу надо поддерживать совместным времяпрепровождением и частым общением. 8% считают, что дружбу поддерживать не следует: « Она либо есть, либо ее нет». При возникновении каких-либо жизненных трудностей 38% респондентов-старшеклассников обратятся к друзьям, 28% - к родителям, 28% - к родным и друзьям, а оставшиеся 6% предпочитают решать свои проблемы самостоятельно.

Ответы на вопрос о значении дружбы (вопрос № 8) у 98% сводятся к следующему: дружба имеет огромное значение, и без нее они не представляют себе жизни. Но один респондент (2%) ответил, что дружба имеет большое значение, но без надежды на нее.

В целом, можно сделать вывод, что дружба в период ранней юности играет важную роль в жизни человека.

Третьей возрастной категории респондентов (взрослые) также была предложена анкета «Дружба это…?» из 8 вопросов (см. Прилож.3)

71% опрашиваемых определили понятие дружбы (вопрос №1) как необходимость, доверие, сходство родственных душ, взаимопомощь, взаимопонимание, верность, ответственность. Для 19% это не более чем простое общение, а 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Самым распространённым ответом на вопрос « В чём проявляется дружба?» (вопрос №6) является ответ- « в поддержке и во взаимопонимании» (68%), а 20% ответили, что в верности, 10% воздержались от ответа.

Проанализировав ответы на вопрос «Для вас друг - это…», можно сделать вывод, что для 65% это - близкий человек, которому можно довериться в трудную минуту, для 17% -опора в жизни, для 10% - друг равноценен члену семьи, а для 8% - это обуза. 76% считает, что самыми главными качествами в друге являются честность, бескорыстность, порядочность и преданность, а такие качества как доброта, ум, независимость, постоянство - ценятся менее, не так важны.

На вопрос №4 отрицательный ответ дали 78% респондентов и к этому ответу ещё 18% из всех опрашиваемых добавляли, что «настоящих друзей много не бывает, много бывает только знакомых, сослуживцев и т.д. и т.п., а друзей со временем становится меньше», 22% написали, что друзей у них много.

Ответы на пятый вопрос можно разделить на три группы: с ответом «да» (77%), с ответом «нет» (14%) и с ответом «иногда, редко» (9%).

При возникновении каких-либо трудностей (вопрос №7) 39% опрашиваемых обратятся за помощью к семье и к друзьям, 35% - к семье, 13% - к друзьям, 4% - к самому себе, а остальных 9% всё зависит от того, какого рода эта проблема.

Проанализировав ответы на вопрос о том, какое значение имеет дружба (вопрос №8), следует сказать, что для большинства -- огромное, большое (77%), для 13% -- второстепенное, не самое главное, но всё-таки имеет, а для 10% -- вообще ничего не значит. Возможно, эти 10% - те взрослые, которые так и не смогли найти себе человека, который был бы созвучен с ними во всех отношениях. Такие явления, как отмечает психолог Кон И.С., встречаются в практике межличностных отношений взрослых. [4]

Исследовав результат анкеты третьей возрастной группы (40-45 лет), можно сделать вывод: с появлением новых ценностей и понятий дружба в жизни взрослого человека постепенно утрачивает своё прежнее значение, но при этом занимает важное место.

Исследовав результаты анкеты среди взрослых и сравнив их с результатами анкеты среди старшеклассников, можно заметить следующее: по вопросам о сущности дружбы, о качествах друга и т.п. мнения взрослых и старшеклассников практически совпадают. Расхождения во мнениях взрослых и старшеклассников вызвали вопросы:

· Много ли у вас друзей?

· Если вам трудно в жизни, к кому вы обратитесь за помощью?

· Какое значение для вас имеет дружба? (см. Прилож. 4)

В отличие от взрослых значительная часть старшеклассников считает, что друзей должно быть много, что объясняется тем, что в данном возрастном периоде в качестве дружбы могут восприниматься и приятельские межличностные отношения. В случае необходимости, взрослые обратятся за помощью преимущественно к членам семьи, в то время как старшеклассники -- к друзьям. Это связано с тем, что в основе юношеской дружбы лежит потребность в понимании другого и себя другими, но таковыми «другими» юноши и девушки воспринимают преимущественно своих сверстников, схожих с ними интересами и взглядами на жизнь.

Ответ на вопрос анкеты о значении дружбы подтвердил и результат рейтингового исследования: в отличие от старшеклассников дружба у взрослых постепенно утрачивает своё прежнее значение, но при этом остаётся важным явлением в жизни человека.

К вышесказанному необходимо добавить, что в период ранней юности происходит «переход» от подростковой группы к юношескому периоду жизни, что связано с появлением, наряду с учебным видом деятельности, элементов профессиональной деятельности. Этот «переход» у разных людей происходит с разной скоростью, что и определяет наличие у респондентов-старшеклассников взглядов, одновременно присущих как юношам, так и подросткам.

Делись добром ;)