Молодёжная политика с анализом безработицы в Ростовской области (2010 год)

курсовая работа

1.2 Основные направления государственной молодежной политики в области занятости

Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.

С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.

В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте.

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют до настоящего времени обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно.

Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В качестве основных направлений в области государственной молодежной политики в данном документе указаны:

учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу молодежи, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;

установлении квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;

осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, организации общественных работ [33, с.66].

Аналогичные и дополнительные меры указаны также в Законе Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга" от 17.03.1998 г., № 28-6, в котором гарантиям занятости молодежи посвящена четвертая статья.

Механизмы реализации этих положений состоят в разработке и реализации целевых программ на основе докладов о положении молодежи, в которых должен содержаться анализ состояния жизненных условий и социальных проблем молодежи, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также анализ эффективности молодежной политики, предложения по необходимым изменениям социальных стандартов и нормативов.

Сейчас действуют федеральная целевая программа "Молодежь России (2008-2010 годы)", утверждённая постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. №1015 и свыше 50 подобных региональных молодежных программ.

Программа выполняется в 2008-2010 годах поэтапно.

На первом этапе (2008-2009 годы) проводилось нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти, разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития подростков и молодежи, воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции, подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2009-2010 годы) реализуются следующие мероприятия:

внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;

разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;

создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;

создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; повышение деловой активности молодежи.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Реализация федеральной целевой программы "Молодежь России" на среднесрочную перспективу должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.

Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.

И второе: что получит государство и общество в целом.

1. Возможность для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международные программы (объект программы - молодежь).

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке (объект программы - интересы общества).

Первая цель определяет ряд задач новой программы:

создание и развитие правовых и организационных условий для обеспечения равных прав молодых людей на образование, получение профессии и работы, творческое развитие и занятия по интересам;

поддержка и развитие сети учреждений сферы государственной молодежной политики, ресурсных центров по работе с молодежью, молодежных общественных объединений;

адресная поддержка различных групп молодежи;

развитие системы государственной поддержки, становления и укрепления молодых семей в решении нравственных и социальных проблем для улучшения демографической ситуации в России;

поддержка общественных институтов молодежной политики (органов ученического и студенческого самоуправления, молодежных парламентов и общественных молодежных палат);

создание условий для интеграции российской молодежи в международную жизнь.

Вторая цель предусматривает реализацию следующего блока задач:

развитие мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на успешную социализацию молодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у молодежи;

осуществление системного государственного влияния на поддержку различных категорий молодежи (учащейся, работающей, сельской, творческой, безработной, инвалидов, молодых ученых, молодые ветераны-участники локальных боевых действий, молодых семей и т.д.);

повышение роли и ответственности средств массовой информации в воспитании молодежи, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному и физическому здоровью подрастающего поколения;

создание общероссийской системы молодежных медиа-информационных ресурсов позитивного действия (направленных на молодежь и при участии молодежи);

содействие социальной адаптации молодежи;

формирование культуры безопасности и навыков здорового образа жизни, первичной профилактики вредных привычек;

создание системы подготовки и переподготовки кадров, а также научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;

создание на федеральном и региональном уровнях консолидированной системы управления государственной молодежной политикой, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;

усиление роли негосударственной составляющей в реализации государственной молодежной политики, активизация институтов гражданского общества;

развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи;

профилактика асоциального поведения и экстремизма;

социальная защита молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономическими итогами реализации ГМП должны стать: улучшение демографической ситуации, создание достоверных каналов информации для молодежи, возвращение доверия к ценностям российского общества, уменьшение криминогенности и потребления наркотиков, алкоголя в молодежной среде, рост общественной активности молодежи; улучшение качества жизни молодых семей, сокращение безработицы среди молодежи [21].

Делись добром ;)