Молодёжные субкультуры в современном российском обществе: социологический анализ

курсовая работа

1.1 Сущность субкультуры, её основные элементы, особенности молодёжной субкультуры

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Само понятие «молодежная субкультура» в широком плане трактуется, как культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. Субкультура в социологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Термин же появился в научной литературе только в 30-х годах двадцатого века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые и семидесятые годы. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи.

Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культура» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие ставилось в один ряд с понятиями «андеграунд» и «контркультура». Безусловно, спустя некоторое время понятие субкультура приобрело иной смысл. С одной стороны, эстетика, этика и идеология молодежных сообществ получила признание со стороны общества как особая «молодежная культура», с другой - было открыто существование и других культур (например, детской). Это придало новое значение понятию, которое стало применяться для обозначения «подсистемы» культуры, указывая на мульти культурный характер современного общества. Рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры [21].

Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек находится в «супермаркете идентичностей», он имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение и свою социальную роль. Набор его само презентаций почти бесконечен. Безусловно, это наиболее характерно для клубных культур и виртуальных сообществ. Ведь в Интернете границ для выбора своей роли вообще нет. Здесь можно поменять социальный статус, пол, возраст, внешность, словом, абсолютно все. «Субкультуры в таком прочтении являются «дискурсивными группами», которые концентрируются вокруг «своих» знаков, символических практик и ценностей. Они соединяются лишь на короткое время, а затем трансформируются, переходя во что-то новое» [1 203-204].

Термин «субкультура» на данный момент еще не до конца сформирован. Он еще будет претерпевать изменения. Само понятие и его смысловое наполнение будет определяться тем, как будут развиваться субкультуры. Эти изменения будут связаны не только с расширением понятия, но и с развитием культуры (как культуры господствующей, так и под культур), с расширением медиа пространства, в котором эти под культуры /субкультуры находятся и развиваются, и с трансформацией общества, идущего по пути дробления одного большого культурного пространства на множества мелких.

Молодежь по-разному реагирует на социальное неравенство. Это своего рода общественная реакция на расслоение общества. Однако существует и обратно пропорциональный процесс в этих сообществах: молодежь не хочет выделяться, живет в своем особом мире, закрывается и уходит в себя. Исследования в области проблем, связанных с молодежью, как прогрессивного слоя общества, всегда были актуальными. Связано это, прежде всего, с тем, что будущее принадлежит именно молодежи, и от того, с какими ценностями новое поколение войдет в это общество, во многом зависит будущая экономика, политика и культура, а также формирование новой системы моральных ценностей [1. 384-385].

Субкультура - это система ценностей, принадлежащая некоторой социальной группе. Разновидности субкультур не ограниченны, пока существует человечество, развивается наука и социальная инфраструктура, будут возникать сообщества связанные одними интересами, профессиональными навыками и просто условиями жизни. Внутри каждой такой ячейки, как следствие, возникают свои правила, нормы и законы, регулирующие взаимоотношения между людьми данного "подвида" субкультуры. Существует такая точка зрения, что субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Молодежная субкультура проектирует жизненные ситуации, которые учат подростков адаптироваться к жизни в обществе. В современном мире успешность реформ во многом зависит от активного участия в них молодых. При этом очень важно адекватно оценивать молодежь, понимать, какие ценности превалируют в их сознании, какие особенности характеризуют ту или иную субкультуру. Стоит рассматривать субкультуру с позиции социального конструктивизма и его концепции мира как совокупности интерпретаций, смыслов и идей думающих и действующих индивидов. При этом сохраняется акцент на субъективной природе восприятия социального явления, процесса или феномена, то есть на интерпретациях и смыслах, вкладываемых в них социальными субъектами. С таких позиций подчеркивается, что возрастные группы являются не объективными феноменами, а результатом классификации со стороны общества и приписывания им определенных культурных смыслов и характеристик. В таком случае при отнесении человека к той или иной возрастной группе более значимой будет самоидентификация.

Отрицая существование «объективной» реальности, конструктивизм отстаивает идею «реальности» интерпретаций. Люди видят мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким они его воспринимают, и действуют не на основе того, что происходит в действительности, а на основе их представлений о происходящем. Человеку вообще свойственно видеть лишь то, что он хочет видеть. Соответственно, рассмотрение возрастных групп в качестве социальных конструктов актуализирует проблему самоидентификации как основного принципа отнесения индивида к той или иной возрастной группе. Сама молодежь не рассматривает себя как однородную группу (ни по взглядам, ни по стилю жизни, ни по возрасту). Вся эта масса людей дробится на свои субкультуры. Они создают свои стили и свою моду, свою культуру.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур двадцатого века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных.

Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример - денди девятнадцатого века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды. Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей [18].

Особенностью молодёжной субкультуры является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует "новому мышлению". Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в "связке" с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Наиболее важной ценностью у многих признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло) [18].

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается [9].

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятии - от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям. Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) - для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры - культурное отчуждение [9].

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной" музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичное (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство реальная жизнь), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

Культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология) к "русской демократии" (очень близкой к "плутократии" Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся [9].

Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало посвободнее». Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

1) Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2) Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3) Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (выгодного) зрителя.

Таким образом, субкультура в социологии и культурологии - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей - носителей субкультуры.

Делись добром ;)