Морально-этические проблемы в социальной работе

курсовая работа

Введение

В условиях современной России процессы реформирования экономики и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем моральном уровне общества. Мораль в современных условиях должна не только адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.

Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.

Профессиональная социальная работа относится к таким видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма. Это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Поэтому его профессионализм - это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане. Профессиональная мораль становится действенной основой поведения социального работника не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них. Как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Исследования в области профессиональной этики активно проводятся в нашей стране и за рубежом в основном с середины 60-х годов нашего века. В работах, посвященных исследованиям в этой области, подчеркивалось, что этика - одна из важнейших форм регламентации профессиональной деятельности, оказывающая существенное влияние на все структурные элементы деятельности и личность специалиста, в связи с чем признавались необходимыми изучение этических основ различных видов профессиональной деятельности, систематизация этических норм и разработка на их основе профессиональных этических кодексов.

Теоретические и методологические проблемы общей и профессиональной этики рассмотрены в работах отечественных философов Архангельского Л.М., Гусейнова А.А., Журавлева В.В., Чеботаревой Э.П., Целиковой О. П., Туманова С.В., Рувинского С.И., Гришина Э.А., Согомонова Ю.В., Уткина С.С., Титаренко А.И., Нестерова В.Г., Федоренко Е.Г., Беляковой Г.И. и других.

Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике «Специалист по социальной работе». Знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное их применение помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.

Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают актуальность данной темы.

Объектом исследования является: профессиональная мораль специалистов социальной работы, предметом - возникающие в процессе работы морально-этические отношения социальных работников.

Целью выполнения курсовой работы является изучение и раскрытие морально-этических проблем в организации профессиональной социальной работы.

В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:

1) дать общую характеристику ценностно-этических оснований социальной работы как деятельности и профессиональной морали специалистов социальной работы;

2) изучить профессиональные этические принципы социальной работы;

3) рассмотреть особенности формирования соответствующего морально-этического сознания специалистов социальной сферы.

Теоретической основой послужили учебные пособия по данной теме: Квеско Р.Б. «История социальной работы», Махова Н.П. «Профессионально-этические основы социальной работы», Медведева Г.П. «Этика социальной работы», Рубанова Е.В. «Профессионально-этические основы социально работы» и другие.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

Делись добром ;)