Морально-этические проблемы в социальной работе

курсовая работа

1.1 Профессиональная мораль и профессиональная этика

Мораль (нравственность), является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни.

В некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые несут на себе «печать» той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.).

Формирование профессиональной морали имеет длительную историю. Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали медицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков - бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчивающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древней Греции, мало изменились по сравнению с «Женевской клятвой», принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные моральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, делать всё необходимое для «пользы» больного и др. Красной нитью через все эти нормы проходит требование «не навреди». Также, ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учителю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний». Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - С.9-17.

Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Греции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые профессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или, развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа. Таким образом, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные:

- регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность;

- регулировать отношения внутри профессиональной группы

Какими же особенностями должны обладать профессии, функционирование которых нуждается в профессиональной морали? Так, объектом труда, к примеру, врача или учителя является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера). В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель - учитель, врач - врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель - ученик, врач - пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно усложняют нравственную жизнь представителей этих профессий, повышают их моральную ответственность перед обществом. Поэтому к таким профессиям предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной морали. Следовательно, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек: Там же.

- во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец);

- во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов);

- в-третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане (труд врача, юриста, но в большей степени это находит выражение в труде социального работника).

Очевидно, что профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп. В профессиях обслуживающего труда также присутствуют элементы профессиональной морали, удельный вес которых увеличивается в последнее время в связи с возрастанием требований к работникам этих профессий. Однако профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей группы, но особенно значимо нравственное начало в профессиях третьей группы.

Эффективность деятельности работников одной и той же профессии, принадлежащих к профессиям второй и третьей групп, может различаться не только уровнем их профессиональных знаний и умений, но и тем, насколько профессионалы обладают необходимыми для данной профессии нравственными качествами. Однако профессиональная мораль является не только характеристикой моральных качеств её представителей, но и выражает совокупность моральных норм (обязанностей, стандартов, требований), которые общество предъявляет к той или иной профессии. Профессиональные моральные нормы призваны регулировать отношения как внутри профессии, так и отношения между профессиональной группой и частью общества, на которую направлена деятельность той или иной профессиональной группы. Таким образом, профессиональная мораль обеспечивает общественно-значимое поведение в рамках определённой профессии.

В последние годы повышенный интерес многих практических философов, психологов к исследованию роли морального фактора в деятельности социальных и профессиональных групп обусловил формирование особой области этического знания, - прикладной этики. Как замечают А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян, возникновение прикладной этики явилось особой стадией в развитии морали, выразившейся в своеобразном синтезе теоретической этики и человеческой практики, так называемого «теоретизирования в терминах жизни». Гусейнов А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2003. - С.22.

Одним из направлений развития прикладной этики является акцентирование в современных обществах «открытых моральных проблем», при определении морального содержания которых существует широкий разброс мнений. К таким проблемам относят, в частности, следующие: допустимо ли оказывать помощь в совершении самоубийства безнадёжно больным людям, которые, испытывая мучительные страдания от болезни, пришли к выводу о невозможности продолжать жить? Необходимо ли запрещать показывать по телевидению, в кино тяжёлые сцены насилия, смерти? Допустимы ли аборты с этической точки зрения? И круг этих проблем достаточно широк. В них тесно переплетены теоретический и практический аспекты, их решение не является простым приложением теоретического знания к практике. Поэтому возникновение прикладной этики характеризует важную особенность современной этической мысли - преодолеть абстрактный характер традиционной этики.

Важным направлением в развитии прикладной этики является её обращение к вопросам профессиональной морали. Профессиональная этика - это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).

Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов. В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музеев, сотрудников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания.

Профессиональная этика не вводит новые принципы морали, а «приспосабливает» уже известные принципы к специфическим видам профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным ценностям, реализовывать их часто в необычных и сложных условиях, возникающих в различных видах профессиональной деятельности. Уместно в этой связи заметить, что несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.

Хотя возникновение отдельных профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40-50 лет, и этот процесс становится более интенсивным. Особое место в этом ряду занимает этика социальной работы.

моральный этический специалист социальный

Делись добром ;)