Морально-этические проблемы в социальной работе

курсовая работа

2.1 Профессиональные этические принципы социальной работы

Социальная работа осуществляется в условиях, которые несут на себе отпечаток времени, места, социального окружения. Поэтому социального работника нельзя «вооружить» определёнными инструкциями, которые бы абсолютно могли регламентировать его деятельность. Клиенты, с которыми работает социальный работник, - это люди с особым психическим складом характера, определённым нравственным и социальным опытом. Всё это обусловливает необходимость разработки особых профессиональных ценностей социальной работы, которые ориентируют социального работника на необходимость следовать в работе необходимым принципам, на основе которых социальный работник может принимать в различных ситуациях единственно правильное с моральной точки зрения решение.

Профессиональные этические принципы социальной работы - это ценностные установки, определяющие смысл и направление деятельности специалиста. Социальная работа по своему содержанию многогранна, и её нельзя ограничить рамками профессиональных взаимоотношений социального работника с клиентом.

Социальная работа является элементом государственной социальной политики и, следовательно, должна строиться на принципах, которые определяли характер нравственных отношений социального работника и по отношению к клиенту, и по отношению к обществу и к государству. Кроме того, социальный работник в своей профессиональ-ной деятельности тесно связан с людьми, которые, как и он, являются представителями одной и той же профессии. Работу отдельного социального работника невозможно представить вне той организации, того коллектива, в котором он работает. Поэтому профессиональные моральные принципы должны быть ориентиром для него и в этой сфере его деятельности.

Деятельность социального работника связана с его влиянием на личность или группу людей. Долг гражданина не дает ему права манипулировать их сознанием. Важным в деятельности социального работника по оказанию помощи является: Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты): Этика социального работника как инструмент социальной работы. Учебное пособие. / Ю.Н. Казаков, А.А. Ильин. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/ Books/instrum/

- соблюдение правила конфиденциальности, то есть сохранение тайны клиента. В процессе обучения и самообразования у социальных работников должна сформироваться система научно-практических знаний и навыков, влияющих на качество решения профессиональных задач, на формирование высокоморальных личностных качеств. В деятельности социального работника большое значение имеет этический кодекс, который является для него руководством в каждодневном поведении;

- осознание социальным работником, добровольно принявшим на себя ответственность в оказании помощи людям, свей моральной ответственности перед клиентом и обществом.

Итак, положения профессиональной этики социального работника:

- быть образцом личного поведения;

- в работе руководствоваться интересами клиента;

- делать все, чтобы способствовать максимальной эффективности клиентов;

- уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную во время работы с ним;

- в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

- в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

- служить своей профессии, на благо людям.

Этические принципы профессиональных взаимоотношений с коллегами:

- быть уважительным, справедливым, честным, корректным;

- сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;

- относиться с уважением к мнению, квалификации, достижениям коллег в профессиональной деятельности;

- защищая коллегу на работе, должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;

- социальный работник, руководящий своими коллегами, выполняя свои обязанности, должен справедливо оценивать работу с четко сформулированными критериями;

- социальный работник должен воздерживаться от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег, особенно в присутствии клиента.

Профессиональные этические принципы социального работника помогают ему определить свою позицию в вопросах этики, защищают клиентов от непрофессионального и неэтического отношения к ним и служат основой для сохранения доверия между клиентом и социальным работником.

Профессионально-этические принципы: Рубанова Е.В. Профессионально-этические основы социально работы: учеб. пос / Е.В. Рубанова. - Томск: ТПУ, 2009. - С. 27-30.

- уважение личности клиента и достоинства каждого человека, с которым социальный работник профессионально связан;

- уважение доверия каждого человека (клиента, коллег и пр.);

- соблюдение профессиональной честности, ответственности, компетентности;

- уважение права человека (клиента, коллеги, руководителя и пр.) принимать своё собственное решение;

- соблюдение разумных интересов клиента.

Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач - в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе». Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды.

Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития. В то же время для конкретного клиента на первый план выходят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные отношения, а его собственные проблемы и необходимость их решения, и главную задачу социального работника он видит именно в оказании им от имени государства и общества помощи в решении своих проблем, причем значимость решения этих проблем является объективно-субъективной.

Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи. Система социальной защиты от лица государства определяет приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей.

Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения. Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Он - профессионал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности института социальной работы. Кроме того, человеку свойственно желать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий в гораздо большей степени, в том числе и за отдаленные последствия. Однако нельзя делать социального работника «ответственным за все». Так например, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем. В зависимости от характера этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым - в этом случае ответственность социального работника становится весьма относительной.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая клиенту план действий, по его мнению наиболее полно отвечающий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного варианта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось. Если новая точка зрения клиента является объективно иррациональной и поставленная им новая цель является недостижимой или ведет к нежелательным для клиента последствиям, то социальный работник может постараться переубедить клиента, аргументируя свои доводы нормами действующего законодательства и возможностями системы социальной защиты населения, своего профессионального опыта и т. п. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.

Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными - как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то и другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с людьми; он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или поведение его может быть охарактеризовано как девиантное - он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобрения всех его поступков.

Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обстоятельств - этим он снизит эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. И наоборот, учитывая особенности личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности и способности (в том числе и потенциальные), социальный работник может строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими методами добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала.

Конфиденциальность - один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента - это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы. В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной работе близких клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц. Однако волевые решения неприменимы - социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на передачу в необходимом и достаточном объеме информации указанным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кроме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении нуждающегося в их помощи клиента.

Доброжелательность - основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра. Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом. Доброжелательность помогает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом, вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью. Доброжелательность всегда ощущается клиентом - благодаря ей он чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, который выполняет за заработную плату определенный перечень надоевших обязанностей «от» и «до» и забывает о них по истечении рабочего времени, а живого человека, готового понять и помочь не в силу служебного положения, а потому что этого требуют его нравственные принципы и убеждения. Доброжелательность социального работника является отражением и проявлением его любви к людям.

Бескорыстие - необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника.

Бескорыстие социального работника проявляется также и в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Специалист делает для своего клиента все, что по его мнению необходимо сделать для разрешения проблемы, не ожидая дополнительного вознаграждения. Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно оказанная помощь всегда ценится клиентом, однако профессиональная этика требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех материальных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов благодарности, высказанных клиентом в его адрес, социальный работник имеет право принять лишь букет цветов в знак уважения и признательности.

Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отношения социального работника и клиента могут строиться только на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя. Любая полуправда, неискренность социального работника могут привести к утрате доверия клиента: почувствовав ложь или недосказанность, клиент замкнется в себе, будет скрывать от социального работника информацию, боясь довериться ему. Такое взаимное недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эффективности взаимодействия.

Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. Напротив, следует в деликатной форме ознакомить клиента с результатами действий, объяснить причины неудачи и что планируется предпринять для того, чтобы исправить ошибку и достичь намеченной цели.

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения его проблем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Даже если клиент в силу различных объективных или субъективных причин не может активно подключиться к выполнению намеченного плана действий, то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отрицательно скажется и на качестве принимаемого клиентом решения - не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, прямо противоположному желаемому. Недостаток информации в том случае, если клиент под руководством социального работника предпринимает определенные действия для разрешения своей проблемы, может привести к опрометчивым шагам, ошибочным действиям или бездействию и в конечном итоге может сделать поставленную цель субъективно недостижимой.

И наконец, самое главное, поскольку речь идет о судьбе человека и его благополучии (материальном, физическом или духовном), - клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия; достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным субъектом процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия, лишенным права на инициативу.

Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента - непременное условие установления отношений сотрудничества с клиентом. Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т. п., и его воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Мировоззрение человека в определенной мере формируется под влиянием условий социальной действительности, в которой протекает его жизнедеятельность, а поскольку набор таких условий может быть любым, социальному работнику, как и каждому специалисту, работающему с людьми, приходится иметь дело с широким спектром взглядов и убеждений.

Даже если взгляды и убеждения клиента полностью противоречат взглядам и убеждениям социального работника и являются иррациональными объективно или с точки зрения специалиста, это не значит, что клиента следует третировать, ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо помнить, что для социального работника главное -- оказание помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомышленников и единоверцев среди клиентов.

Социальная работа как профессиональная деятельность сопровождается столкновением типичных интересов и возникновением характерных для нее противоречий. Эти противоречия обусловлены целями, содержанием, методами и организацией системы социальной защиты, ее местом в системе общественных отношений, всей совокупностью и характером общественных отношений, определяющих нравственную атмосферу в обществе. Работая непосредственно с клиентом, социальный работник относительно свободен в своих действиях, однако это не означает, что обществу безразлично, как он пользуется своей свободой, какой интерес он выбирает в качестве определяющего. Суть социальной работы заключается не только в том, чтобы разрешить возникающее противоречие, но и в том, чтобы решая противоречие, осуществить акт социальной справедливости и целесообразности. Именно такая постановка вопроса делает этические нормы социальной работы и специфическими, и целесообразными.

Делись добром ;)