Морально-этические проблемы в социальной работе

курсовая работа

2.2 Проблемы формирования профессионально-этических качеств специалиста социальной работы

Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально-значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Разрешение ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических ценностей, в условиях современной России становится важнейшим фактором прямой и опосредованной гуманизации общественных отношений, необходимым условием социального прогресса. Вследствие этого правомерны особые требования к профессионально-значимым качествам личности специалиста социальной работы.

Очевидно, что формирование тотально идеальной личности вообще возможно лишь в соответствующих идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Более того, будучи все же сформированной, такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкуренто-способной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. Например, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов.

Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста, черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики. Следовательно, поведение, отношения и действия социального работника должны детерминироваться вполне определенными качествами его личности, т.к. они во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

Нравственные качества социального работника можно разделить на три группы: Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий (психологические аспекты): Этика социального работника как инструмент социальной работы. Учебное пособие. / Ю.Н. Казаков, А.А. Ильин. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/ Books/instrum/

- психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

- психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как личности;

- психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств можно включить

- требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению;

- психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии; вниманию как состоянию сознания;

- эмоциональным (сдержанности) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

В работе с людьми психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, терпении, самообладании и др. Без этих качеств невозможна эффективная работа социального работника.

Ко второй группе качеств относятся: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества: физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок, ожиданий, сопереживание их нуждам), внешняя привлекательность личности, красноречивость (умение внушать и убеждать словами), уважение, конкретность, четкость, искренность (умение вести себя естественно с клиентом), сиюминутность (умение иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи).

Таким образом, формирование профессионально-этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым - решению ряда социальных проблем.

Личность социального работника целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности, гражданина. Понятно, что указанные качества в своей совокупности характеризуют личность скорее идеальную, нежели реальную. Однако в данном случае идеальный образ личности социального работника необходим, поскольку указывает специалисту направление самосовершенствования и, кроме того, убеждает в том, что посредством работы над собой можно если не достичь совершенства, то приблизиться к нему.

Делись добром ;)