Анкетирование и интервью в социальном исследовании

реферат

ВВЕДЕНИЕ

Социология, в отличие от социальной философии, стремится к точности, научной достоверности знаний. Поэтому в ней придается особое значение методам и процедурам научных исследований и разработке их программ. Важнейшее требование - соответствие понятийно-категориального аппарата предмету исследования. Не случайно иногда подчеркивается, будто социология - это специфический метод, путь изучения общества. Высокая требовательность к методам, процедуре, технике исследования роднит ее с естествознанием. О. Конт называл социологию социальной физикой. Сегодня это тем более значимо, так как широко используются сложный математический аппарат, компьютерная техника. ХХ век прошел в социологии под знаком поиска и совершенствования эффективных методов исследований. Методы в социологии многообразны. Главные требования к ним: быть адекватны ми и надежными способа ми познания максимально освобождать исследователя от субъективных оценок объективной реальности, наиболее полно, всесторонне описывать предмет и его системные связи, отношения, свойства. Исходной основой исследования являются социальные факты, т.е. зафиксированные научным способом свойства тех или иных социальных объектов, общественно значимые события. Факт тогда «упрямая вещь», когда он не меняет своих характеристик, своего содержания ни при каких логических операциях с ним. Лапин Н.И. Общая социология. - М.: Высшая школа, 2006.

Социологическое исследование (наравне с этим термином используется так же термин социологическое обследование) - это системное изучение социальных процессов и явлений, характеризующееся: всесторонним сущностным анализом предмета исследования; эмпирическим способом получения данных об изучаемом явлении, процессе; статистической обработкой данных об единичных проявлениях социальной реальности. Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.

При проведении социологического исследования пользуются как общенаучными методами, так и специфическими (рис. 1).

Рис. 1. Общенаучные и специальные методы социологического исследования

Социология использует свои методы и процедуры сбора, обработки, анализа и обобщения фактов. Для нее важны не случайно набранные факты, а система фактов, характеризующих исследуемый предмет с максимальной полнотой, во всех связях, отношениях и противоречиях. При этом важно проникнуть в социально-исторический смысл фактов, понять их значение в жизнедеятельности людей.

Условно методы социологии можно разделить на две группы:

а) методы сбора и первичной обработки социологических фактов;

б) методы теоретического анализа и обобщения.

Первую группу часто называют методами конкретно-социологических, прикладных исследований. К ним относят разнообразные массовые опросы (анкетирование, переписи, интервьюирование), социометрию, наблюдение, анализ документов (контент-анализ), социальную статистику, социальный эксперимент. Эти методы действительно доминируют в микросоциологии. В прикладных исследованиях. Но данные исследования не сводятся только к сбору и эмпирическому описанию фактов. Они неэффективны, поверхностны без теоретического анализа и обобщения. Да и макросоциология, теории среднего ранга, даже мегасоциология невозможны без базы эмпирического материала, т.е. совокупности социальных фактов, собранных научно обоснованным и методами. Группа методов теоретического анализа и обобщения также многообразна. К ней относятся системный метод, структурно-функциональный анализ, типологизация, сравнительно-исторический метод и др. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

АНКЕТИРОВАНИЕ И ИНТЕРВЬЮ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Социологическое исследование начинается, если есть проблема в реальной социальной действительности (социальная проблема) в которой надо разобраться и которую необходимо, в конечном счете, разрешить. О ее наличии могут заявить руководители различного рода организаций, хозяева фирм, политики.

Методология - область общей стратегии. Методология - это общенаучные средства познания, в первую очередь диалектико-материалистический метод изучения социологических процессов, во вторую очередь системно-структурный анализ социальных объектов и т.д.

Методика - тактика исследования, система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборки, способы построения социальных показателей и методы количественного анализа.

Пренебрежение методологией может дорого обойтись социологу. Этого нельзя забывать и нашим молодым специалистам. Сегодня ощущается явный сдвиг в область оперативного методологического изучения общественного мнения. Добыча эмпирической информации подчас становится самоцелью. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Изд-во: МПСИ, 2000. - 464 с.

К настоящему времени предложены следующие синтетические количественно-качественные процедуры социологического исследования:

1) углубление интерпретации данных массового обследования в ходе кейс-стадии путем извлечения из выборки полярных случаев;

2) обсуждение количественных результатов исследования методом «фокус-групп», т.е. групповой дискуссии;

3) переход от частных случаев к уяснению их статистической распространенности;

4) сочетание включенного наблюдения и массового опроса. Очевидно, что со временем появятся и другие синтетические методы. Активно меняется и инструментарий сбора социологической информации.

Наиболее распространенными методами социального исследования являются анкетирование и интервью. В наиболее общем виде их можно определить как методы сбора первичной социологической информации, основанные на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. По сути это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы которого образуют необходимую информацию. Фролов С.С. Общая социология. - М.: Изд-во «Проспект», 2008.

Анкетирование и интервью представляют собой опрос исследуемых. Опросы имеют несколько разновидностей и классифицируются по разным основаниям:

1) По степени охвата различают сплошные и выборочные опросы.

2) По частоте проведения выделяют разовые и панельные. ("Панелью" в социологии называют группу лиц, которых опрашивают несколько раз по одной проблеме с определенными временными интервалами, например, во время предвыборных кампаний).

3) По форме проведения опрос может быть устным (интервью) или письменным (анкета).

4) Опросы могут быть очными (при непосредственном контакте) и заочными (рассылка анкет, интервью по телефону).

Сплошным опросом охватываются все члены изучаемой группы. Эта группа называется генеральной совокупностью. При выборочном опросе берется только часть генеральной совокупности, которая называется выборочной совокупностью. Формирование выборочной совокупности базируется на "законе больших чисел" или законе повторяемости.

Но дело не только в повторяемости, в разбросе (дисперсии) контрольных признаков элементов генеральной совокупности. Такими признаками могут быть пол, возраст, уровень образования, профессиональная принадлежность и др. Чем больше дисперсия, тем больше объем выборочной совокупности потребуется.

Например, допустим, что мы проводим отбор из генеральной совокупности в 2000 человек, контролируя состав выборочной совокупности по признаку "пол". Мы знаем, что в ней 90% составляют мужчины и 10% женщины. Нам необходимо опросить 90 женщин. Чтобы такое количество вошло в выборочную совокупность, придется опросить 900 человек, поскольку согласно теории вероятности среди каждых десяти отбираемых респондентов встретится лишь одна женщина. Если известна дисперсия контролируемого признака, то объем выборочной совокупности вычисляется по формуле:

где n - объем выборочной совокупности;

N - объем генеральной совокупности;

о2 - дисперсия контролируемого признака.

Когда информация о признаках элементов генеральной совокупности отсутствует, возможность определения объема выборки при помощи формул исключается. В этом случае можно опереться на многолетний опыт социологов-практиков, свидетельствующий о том, что для пробных опросов достаточна выборочная совокупность объемом 100-250 человек.

При массовых опросах, если величина генеральной совокупности составляет менее 5000 человек, выборочная совокупность должна быть более 500, если же генеральная совокупность превышает 5000 человек, то опрашивается 10% ее состава (но не более 2000-2500 человек). Это гарантирует достаточно достоверные результаты исследования. Кроме того, при опросах общественного мнения в выборку достаточно включить 500-1200 человек; при телефонных опросах со случайным набором номеров достаточно опроса 300 в крупных (более 1 млн. жителей) городах и 150 - 200 в остальных.

Описывая расчет выборки, мы познакомились и с видами отбора респондентов, с двумя основными видами выборки: случайной или вероятностной выборкой и квотной. Случайная предполагает отбор на основе принципа равных возможностей попадания в выборку, а квотная - выделение определенной доли генеральной совокупности на основе ключевых (контролируемых) признаков.

Одним из все более значимых инструментов становится Интернет. Он используется социологами для проведения экспертных опросов, маркетинговых зондажей, некоторых форм фокус-групп, анкетирования и пр. Конечно, в настоящее время в нашей стране широкомасштабные социологические исследования с помощью Интернет и Рунет невозможны. Однако по мере роста сети, увеличения аудитории Рунета и формирования стереотипов новой онлайновой культуры эти возможности будут непрерывно возрастать. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко и др.; Под ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 

Уже сегодня появляется новый технологический инструментарий для проведения онлайновых социальных исследований - компьютерные программы для сетевых опросов и интерактивного анкетирования. В рамках социологической науки складывается новая дисциплина, не имеющая пока единого названия, - Web-социология, социология Интернета или Cyber-социология, специализированные курсы по которой начинают входить в учебное расписание социологических факультетов и отделений ряда университетов.

Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер - благоприятную ситуацию опроса, контроль влияния третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе, или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы. социальный сетевой интерактивный интервью

Различаются несколько видов интервью. Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.

Стандартизованное интервью с открытыми вопросами предоставляет человеку больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации.

Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей.

Направленное (фокусированное) интервью - следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Цель интервью - “сфокусировать” внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность сказываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. Масионис Дж. Социология. - СПб.: Питер, 2004.

Анкетирование - один из видов социологического опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета бывает очной и заочной. Преимуществом анкетирования является минимальное влияние интервьюера на опрашиваемого; в заочном опросе - отсутствие опрашиваемого.

Основные виды анкетирования:

- По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.

- По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

- По способу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете или журнале).

Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.

Анкета содержит в себе как минимум две сложности:

1) как правильно формулировать вопросы;

2) как структурировать анкету.

Начнем с первой. Главная заповедь составителя гласит: вопрос должен быть изложен понятным для респондента языком. Т.е. он формулируется в рамках нормативной лексики и без специальной терминологии или литературных излишеств.

Логически вопрос должен включать три основные части:

а) известную информацию (констатацию чего-то);

б) указание на недостаточность информации;

в) область поиска ответов. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии / И.А. Бутенко // Социологические исследования. - 1996. - № 11. - С. 13-19.

Например: "В целом, по-вашему, дела в России движутся в правильном или неправильном направлении?" Здесь констатируется факт движения дел, в самом обращении содержится указание на недостаточность информации, а в конце вопроса выделяется область поиска ответов: "в правильном или неправильном направлении".

Рис. 2. Основные типы анкет

Важно помнить также, что часть "а" задаваемого вопроса, должна носить объективный характер, иначе возможен эффект внушения, навязывания респонденту своего мнения. Вот пример неправильной формулировки: "Велика ли, по-вашему, угроза политической независимости России?" Первой частью этого вопроса навязывается мнение, что такая угроза существует. Чтобы вопрос был сформулирован верно, его нужно разделить на два: "Существует ли, по-вашему, угроза политической независимости России?" и "Если Вы считаете, что угроза политической независимости России существует, то велика ли она?"

По форме вопросы бывают открытые и закрытые. Вопрос называется открытым или свободным, если ответ на него может быть дан респондентом в любой придуманной самостоятельно форме. Закрытым называется вопрос, к которому респонденту предлагаются на выбор готовые варианты ответов. Однако предложенные варианты могут не соответствовать мнению респондента и тогда мы рискуем навязать ему свое мнение, оказать на него давление. Чтобы этого не происходило, среди предложенных ответов должен быть вариант "другое". При перечислении вариантов, которое делается в столбик, он идет последним. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В.В. - Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. - 512 с.

Ответы в закрытом вопросе имеют ряд вариантных типов. Назовем некоторые из них: дихотомия, шкала, варианты качественного или веерного характера. Дихотомией называется вариант, содержащий только два ответа: "да" или "нет". Например: "Вы принимали участие в прошедших выборах губернатора? Да, нет".

Шкалирование применяется для измерения или квантификации, т.е. приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам. Шкалы бывают вербальные, числовые и графические. Наиболее распространенным сейчас вариантом вербального вида шкал является "пятичленка" интенсивности:

1) да

2) скорее да, чем нет

3) ни то, ни другое

4) скорее нет, чем да

5) нет.

Часто вариант "ни то, ни другое" заменяют на "не знаю". Эту шкалу можно использовать в вопросе, обращенном к студентам: "Собираетесь ли Вы работать по избранной специальности?"

Вариант веерного типа: "Что Вас привлекает в работе?

1) работа разнообразная и интересная;

2) хороший заработок;

3) дружный коллектив;

4) работа близко от дома;

5) хорошая организация труда;

6) другое (что именно?). Татарова Г.Г. Качественные методы в структуре методологии анализа данных // Социология: методология, методы и математическое моделирование. 2002. №14. С. 33-52. [Электронный ресурс] http://ecsocman.hse.ru/text/16458709/

Вопросы различаются не только по форме, но и по функциям. Их делят на основные и вспомогательные. К последним относятся: контактные вопросы, вопросы-фильтры, буферные и контрольные. Контактными вопросами должны начинаться анкеты. Их задача - создать у респондента мотивацию для участия в опросе. Они должны быть интересными, неожиданными, возможно мало связанными с основным содержанием анкеты.

Например: "Как Вы думаете, Вы увлекающийся человек?" Задача вопросов-фильтров состоит в том, чтобы отсеять тех респондентов, к кому следующий блок вопросов не имеет отношения, или тех, кто совсем некомпетентен в них. Например, при опросе по широкому кругу семейно-бытовых проблем мы подходим к блоку вопросов о детях. Целесообразно задать респондентам вопрос о том, есть ли у них дети и в скобках или в рамке после вопроса предложить тем, у кого нет детей, перейти к другому блоку вопросов, указав № его начала. Вопрос-фильтр неэтично и нецелесообразно ставить в начале анкеты. Его лучше расположить в ее середине либо во второй половине.

Функция контрольного вопроса - проверить правдивость ответа респондента на основные вопросы. Предположим, что мы проводим опрос студентов по поводу их профессионального выбора. Сначала мы выясняем с помощью прямых вопросов, устраивает ли студентов выбранная специальность и учеба в данном вузе, а затем через 2-3 вопроса не связанных напрямую с профессиональным выбором вводим контрольный вопрос возможно такого вида: "Если бы Вы сейчас были абитуриентом, выбрали бы Вы этот же вуз?" (или эту же специальность). Общая социология / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Буферные вопросы - это одновременно и предложения перейти к другой проблеме. Чаще всего они используются в длинных анкетах, чтобы переключить внимание респондентов, либо дать им передышку. Формулируются они не как вопросы, а как предложения и пожелания. Например, в анкете, где рассматриваются социальные проблемы, и речь шла о работе, можно в буфере предложить перейти к более приятному, к отдыху.

Основные вопросы по содержанию делятся на три типа:

1) вопросы о фактах и действиях;

2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях;

3) вопросы о знаниях.

Вопросы первого типа нацелены на сбор сведений о фактах реальной действительности. К ним относятся пол, возраст, уровень образования и пр. Эти вопросы располагаются в последнем разделе анкеты и называются "паспортичкой".

Вопросы о мотивах довольно часто начинаются со слова "почему", а вопросы об оценках и мнениях имеют косвенные формулировки, например: "Некоторые полагают, что..., а Вы как думаете?" Вопросы второго типа в основном размещаются в середине анкеты. А ее начало после контактного вопроса занимают вопросы о знаниях: "Знаете ли Вы...?", "Слышали ли Вы...?" и т.д. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. - М.: Феникс, 1998.

При составлении анкеты необходимо неукоснительно соблюдать несколько правил:

1) Анкета должна быть от начала до конца вежливой и предупредительной.

2) Начинается она с вежливого обращения к респонденту, например: "Уважаемый житель города! "(студент, избиратель и т.д.).

3) За обращением следует краткое предисловие из 2-3 предложений, в котором в очень общей форме рассказывается о целях проведения анкеты. Там же необходимо указать на анонимность анкеты: "Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому указывать ФИО не обязательно".

4) В конце анкеты надо выразить благодарность респонденту: "Большое спасибо за ответы!" или "Благодарим за участие в исследовании!".

По сути те же требования, что и к анкете, предъявляются к интервью.

По форме интервью бывает двух видов:

а) неформализованное, когда формулировка вопросов и их последовательность свободны;

б) формализованное или стандартизированное, предполагающее, по сути, последовательное озвучивание вопросов анкеты и строгую фиксацию ответов. В настоящее время все более широкое распространение в практике прикладных исследований получает стандартизированное интервью с применением компьютерных технологий.

Специалисты предполагают возможности установления в будущем тесной связи новых технологий сбора данных с кабельным телевидением и возможностью подключения социологов к домашним компьютерам респондентов, что может сделать стандартизированное интервью наиболее распространенным методом. Однако сегодня не менее важную роль играют наблюдение и работа с документами.

При обработке данных, полученных при помощи анкетирования, интервью и других методах сбора информации в социологическом исследования социология широко использует разнообразные количественные методы: статистический анализ, построение различных шкал, математическое моделирование социальных процессов и др. Компьютерные технологии широко и интенсивно внедрились в социологию, значительно раздвинули ее возможности, открыли новые горизонты и придали ей совершенно иной вид, нежели тот, который она имела несколько десятилетий назад. Бурлуцкая М.Г., Петрова Л.Е. Стандартизированное интервью: проблемы организации / М.Г. Бурлуцкая, Л.Е. Петрова // Социологические исследования. - 1996. - № 10. - С. 3-8.

Делись добром ;)