Неопросные методы сбора социологической информации

контрольная работа

1.1 Особенности социального познания

Социальное познание имеет свою специфику по сравнению с познанием в естественных науках. В исторических науках, в основном, используется такой метод, как наблюдение, и очень трудно использовать такой метод как эксперимент. В качестве примера эксперимента в истории можно привести пример коммунистического эксперимента, как попытку найти новый для человечества путь прогрессивного развития. Результат этого эксперимента оказался отрицательным. Вместо пути прогресса обнаружили путь регресса, вместо светлого будущего построили тиранию и отсталый общественный строй. Современная историческая наука основывается не только на данных, почерпнутых из древних летописей, но и на материальных памятниках, открытых археологами. Современная археология напоминает экспериментальную науку, которая предоставляет данные для обобщения теоретической науке. В рамках археологии применяются различные приборы, в частности, приборы для определения возраста памятников.

Основатель социологии О.Конт призвал построить новую науку по образцу естественных наук, с тем, чтобы социологические исследования опирались на опыты и эксперименты, давали прогнозы и результаты, вместо умозрительных рассуждений Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А.Петрова. - М., 2007..

Интуиция подсказывает социологу причину событий, затем он ставит цель подтвердить эту причинную связь результатами эмпирического исследования. Причинная связь между двумя группами фактов - это социологическая гипотеза, которая может быть обозначена как

Y=F(X)

Примеры социологических гипотез:

1. Большинство безработных - это психологи.

2. Большинство преступников - это спикеры.

Эти гипотезы в результате наблюдений и опросов в женской колонии и Березниковском центре занятости получили лишь частичное подтверждение. Среди 76 опрошенных безработных в центре занятости 32% оказались психологами, 35% - техниками, 32% - спикерами. Среди 50 опрошенных преступниц в женской колонии строгого режима 40% оказались спикерами, 40% - психологами, 20% - техниками. Доли типов личности в популяции составляют: техников -32%, психологов - 19%, спикеров - 46%, теоретиков - 3%. Доли типов личности в женской популяции составляют: техников - 29%, психологов - 28%, спикеров - 42%, теоретиков - 1%. В примере 1 X- это тип личности и доля данного типа личности респондента в популяции, Y- это доля или процент этого типа личности среди безработных. В примере 2 X - это тип личности и доля данного типа личности женщин в популяции, Y- это доля этого типа личности среди преступниц. Определение типа личности производилось с помощью таких социологических методов, как визуальный тест в процессе нестуктурированного интервью с преступницей или наблюдение за беседой безработного с инспектором. На следующем этапе конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, либо записываются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации. Например, в процессе интервью нам пришлось задавать респондентам следующие вопросы:

1) За какой вид преступления Вы осуждены и на какой срок?

2) Сколько имеете судимостей?

В процессе наблюдения за беседой безработного с инспектором, мы постарались зафиксировать срок нахождения в положении безработного, профессию по диплому об образовании и фактическую профессию, степень усердия в поисках работы. Респондент - это человек, к которому обращены вопросы анкетыСмелзер Н. Социология// Социологические исследования. 1990 №11. С. 11..

Анкета - это размноженный документ, содержащий несколько десятков вопросов. Вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент должен сам сформулировать свой ответ. После закрытого вопроса следуют несколько вариантов ответа, из которых респондент должен выбрать подходящий для себя вариант . Как провести социологическое исследовние. Под.ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990. С. 46..

Приведем пример некоторых методов социологического исследования:

Выборочный опрос. Он начинается с определения генеральной совокупности - группы людей, обладающих каким либо признаком, Мы выбрали генеральные совокупности женщин, осужденных за преступление, или безработных людей, состоящих на учёте в центре занятости. Затем социолог производит выборку или отбор той части генеральной совокупности, которую он будет опрашивать. Выборка может быть случайной, как при опросе преступниц, или квотной, как при опросе людей, лишённых работы.

В последнем случае квота для безработных, чей срок нахождения на учёте не превышает 3 месяцев, составляет 21%. Квота для безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 3 до 12 месяцев, составляет 33%. Квота для хронических безработных людей, чей срок нахождения на учёте от 12 до 18 месяцев, составляет 46%.

Такие большие квоты для хронических безработных мы считаем обоснованными, т.к. именно у хронических безработных проявляются не случайные, а закономерные причины для безработицы. Затеи нужно сформулировать вопросы анкеты. Результаты опроса подлежат регистрации, классификации и суммированию.

Полевое исследование. Его проводит социолог, который фиксирует поступки людей в реальной жизни. Например, социолог фиксирует повышение производительности труда рабочих в бригаде по сравнению с работой без бригадного подряда. В бригаде на человека влияет общественное мнение и бригадир с помощью коэффициента трудового участия. Другим примером полевого исследования является социометрическое исследование, которое позволяет выяснить персоны лидеров класса и состав малых групп в классе, это исследование проводится путем суммирования ответов на вопросы анкеты, где каждому ученику предлагается назвать трёх друзей и трёх врагов из класса. Наше невключённое наблюдение за процессом приёма безработных людей у инспектора в центре занятости тоже является полевым исследованием.

Скрытое наблюдение. Оно используется тогда, когда люди не желают отвечать на вопросы анкеты, ибо не хотят выглядеть слабыми и трусливыми. Например, существует гипотеза, что сообщения об актах террора на северном Кавказе вызывают отъезд отдыхающих и беженцев из этого региона. Страх людей за свою жизнь и имущество может выразиться в том, что возрастает количество проданных билетов, страховых полисов, проданного охотничьего оружия сразу после актов терроризма, наподобие захвата заложников в городе Будённовск.

Метод исторического анализа. Его использовал Макс Вебер, когда пытался доказать, что протестантская этика способствовала возникновению капитализма в западной Европе, В результате работы в архивах он подсчитал количество частых призывов к обогащению, накопительству, упорному труду и деловому успеху в проповедях протестантских проповедников (Кальвина и др.). Затем он обнаружил, что буддисты и индуисты призывали к противоположному - к уходу от действительности. Социологи изучают такие документы как переписи населения, судебные протоколы, записи в церковных книгах, полицейские архивы. Например, социологу Дж. Руде хотел выяснить, кем были участники беспорядков во время Французской революции - «героями Франции» или «отбросами Франции». Торговцами и ремесленниками или профессиональными преступниками? Он изучил протоколы допросов задержанных во время беспорядков и подсчитал доли преступников, с одной стороны, и купцов с ремесленниками, с другой стороны. Оказалось, что большинство среди задержанных оказались купцами и ремесленниками, т.е. беспорядки устраивали «герои Франции», но осталось сомнение, что профессиональные преступники лучше умели скрываться от полиции. В нашем исследовании безработицы нам пришлось изучить содержание годовых и квартальных отчётов центра занятости с целью выяснить виды групп риска, т.е. групп потенциальных безработных, и доли предложенных вакансий для разных типов личности, чтобы выяснить, какой тип личности имеет преимущества в количестве предложенных вакансий на рынке труда.

Эксперимент. Например, социолог хочет выяснить степень влияния на школьный класс информации об оценке учителя прошлогодними учениками. Для этого набирают два класса, одинаковых по всем формальным показателям (количество мальчиков и девочек, их возраст). Затем экспериментальному классу сообщают о негативной оценке учителя, а контрольному классу не сообщают об этой оценке. После часа занятий проводят опрос о том, понравился ли урок? Результаты двух опросов сравниваютЗборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. - 2 -е изд., доп. /Г.Е.Зборовский.- Екатеринбург, 2003. С. 108..

Делись добром ;)