Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростка

курсовая работа

2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе

Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет. Для исследования особенностей социализации подростков в неформальных группах были поставлены следующие задачи:

1. подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков в неформальной группе;

2. разборка программы, способствующей повышению уровня социализации подростков в группе;

3. анализ и интерпретация полученных результатов.

Для того чтобы разработать практические рекомендации по работе с «неформалами», мы, в результате индивидуальных бесед с подростками выявили две наиболее устойчивые неформальные группы. Первое неформальное объединение условно обозначим А (экспериментальная группа), в её составе представители движения ЭМО (12 человек). Второе объединение, которое представляют «Бэймиксеры» из 10 человек - Б (контрольная группа).

Для достижения цели констатирующего эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя:

· Анкету «Оценка отношений подростков с группой»;

· Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) (см. приложение 2.1.)

Среди методов, используемых в процессе данного исследования, так же были использованы опрос, интервьюирование.

Социализация личности подростка во многом зависит от характера межличностного восприятия неформальной группы, а так же от множества факторов, таких как: социальные установки, прошлый опыт, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге и т.д. Оно во многом будет влиять и на процесс социализации подростка.

Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с неформальной группой была составлена анкета «Оценка отношения подростка к неформальной группе». Дадим характеристику данной методике.

Предполагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистским».

На основании трёх описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у испытуемого индивида.

Делись добром ;)