Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

контрольная работа

1. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны в ближайшие десятилетия. Как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь».

В разговорном языке слово «молодежь» (youth - англ., jugent - нем.) имеет самые различные значения. Среди исследователей также нет однозначного мнения, что такое молодежь: функция, возрастная стадия или социальная группа? Ряд социологов и психологов отмечают «произвол и неуверенность» в определении этого понятия. Зачастую ставится знак равенства между понятием «молодежь» и «юношество».

Дискуссия между исследователями, связанная с определением самого понятия «молодежь», возрастных границ, критериев выделения ее в отдельную группу имеет давнюю историю. Существуют разные подходы к этому предмету изучения, который может рассматриваться с позиций таких научных дисциплин, как социология, демография, психология, физиология и так далее. Имеют место и разные традиции классификации, которые сформировались в отдельных научных школах. Значительная роль отводится идеологическим факторам, поскольку именно молодежь во все времена находится на острие политического противостояния.

В течение длительного времени в отечественном обществоведении молодежь не рассматривалась в качестве самостоятельной социально-демографической группы, поскольку такой подход не укладывался в существовавшие представления о классовой структуре общества и входил в противоречие с его социально-политической целостностью. В признании молодежи отдельной социальной группой со своими особенностями и потребностями усматривалось ее противопоставление другим социальным группам. Поэтому молодежь чаще всего рассматривали как составную часть рабочего класса, крестьянства или советской интеллигенции.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Сегодня существует целый ряд концепций, которые используются в качестве основы рассмотрения молодежи как самостоятельной группы общества:

- Социальная концепция предполагает, что молодость - это основной признак выделения в обществе особой группы населения, а не только этап в жизни индивида.

- Политическая концепция молодежи исходит из принципа, что сущность и первооснова всех особенностей молодежи заключена не в возрасте, а в характере данной группы как одновременно объекта и субъекта социализации. Молодежь, обладая всеми атрибутами, которыми обладают прочие социальные группы, не имеет статуса, который свойственен основным группам общества.

- В основе психологического направления - концепция личности, определяемой возрастными психофизиологическими особенностями, выражающиеся в психоаналитических комплексах и механизмах защиты от «враждебной» внешней среды.

- Представители культурологического направления осмыслить сложный мир людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы, действия), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно, мир молодежи интерпретировался через определенные формы ее субкультуры.

- Структурно-функциональное направление рассматривает молодежь на основе общественной потребности в структурном системном анализе объекта и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей средой.

- Интеграционное направление, синтезирующее разные сочетания трех других, менее известно и сформировано. Его последователи изучают молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром.

- В противоположном направлении от выше названных теорий развивается теория концептуального отрицания молодежи как социальной группы. Представители данного направления считают, что, поскольку в современном мире параметры единства, целостности молодежи как социальной группы теряют свою определенность, то исчезает и сам феномен молодежи вследствие все возрастающих темпов общественного развития и углубления демократичности социальной практики. Следовательно, гносеологическая ценность выделения молодежи в особую группу исчерпаны. Сегодня имеет значение не возраст, а личность конкретного человека, «молодежь» становится синтетическим термином, искусственной психологической и социальной конструкцией, которая для каждого общества определяется по-разному, в зависимости от экономических, политических и социальных переменных.

Представленные выше концепции создали необходимую предпосылку для начала работы над созданием единой концепции молодежи, по разработке проекта формирования новой научной дисциплины - ювенологии. Концепция ювенологии, разработанная исследователями В. Адамским, К. Господиновым и Ф. Малером, определяет молодежь как особую группу, обладающую определенной автономностью и достаточно четко выделяемую в структуре общества на основе сходства, по преимуществу собственно своих социальных и психологических свойств. Это такие свойства как объективность молодежи как общественного явления, двойственность молодежи как явления биологического и социального, одновременная объектность и субъектность молодежи. Ювенологическая концепция позволяет определить социально-экономический потенциал общества и разработать конкретные предложения по формированию и реализации молодежной политики на различных уровнях.

Что касается определения возрастных границ молодежного возраста в отечественной науке, то попытку обобщить подходы разных исследователей предпринял В. Боряз. Его вывод: используемый возрастной интервал молодежного возраста - 14-35 лет. Однако наиболее распространенный вариант - 16-30 лет. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Итак, возрастной диапазон молодежной группы - от 14-16 до 30 лет, хотя эти границы довольно условны и подвижны, зависят от исторических и социально-экономических условий. Сегодня молодежь Российской Федерации - это 39,6 млн. молодых граждан, или 27% от общей численности населения страны.

Молодежь - особая группа населения. В наше время она, как и все российское население, отличается большой неоднородностью, резкими различиями по материально-экономическому, образовательно-культурному и духовно-нравственному состоянию.

Молодежь отличает от старших поколений способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям деятельности, в том числе, к условиям труда; более высокое качество и более современный уровень знаний, динамичность, гибкость, способность к восприятию и продуцированию нового. Именно способность быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам среды дает ей возможность не только лучше других категорий населения осваивать опыт предыдущих поколений, но и самой активно модернизировать общество. При этом она обновляет и обогащает его, тем самым объективно выступая одним из факторов общественного прогресса. Молодежь в процессе общественного воспроизводства является своего рода амортизатором разрешения противоречий при преодолении конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми отношениями в труде.

Стоить подчеркнуть, что отношение к молодежи является важным тестом на определение нынешнего состояние современного общества и его способность к быстрому прогрессу. Молодежь является своеобразным социальных изменений, которые в общественной жизни происходят постепенно, ускользая от внимания большинства людей. Это критическое отношение к окружающей действительности и новые идеи, которые особенно востребованы в период коренных преобразований.

Несмотря на то, что проблема молодежи в современной России активно обсуждается уже много лет, она сохраняет свою актуальность, «ибо относится к числу не просто важных, но в какой-то мере ключевых проблем социальной науки и практики». И это не случайно: положение дел в области социального здоровья и социального самочувствия молодежи остается стабильно негативным.

Как отмечает А. А. Клещенко, «достаточно сравнить оценки, которые были даны десять лет тому назад, с современным состоянием молодежи». Вот что писал известный специалист в области социологии молодежи М. Н. Руткевич еще в 2002 году: «Смена политической системы и развал экономики обусловливают, по нашему мнению, среди молодого поколения подлинную «антропологическую катастрофу». Она находит зримое выражение в массовом распространении разрушения личности (в том числе вследствие пьянства, потребления наркотиков, сексуальной распущенности и т.д.), в уменьшении возможностей создания устойчивой обеспеченной семьи и обзаведения детьми». С этого времени ситуация не улучшилась. Социологические исследования в России, в том числе и региональные, свидетельствуют о стабильности тенденции роста девиаций и дезадаптаций в молодежной среде.

Далее рассмотрим понятие, цель, принципы и механизм реализации государственной молодежной политики (ГМП).

Необходимо отметить, что в современной России термин «молодежная политика» широко используется в научной литературе, активно применяется в нормативных правовых актах на уровне федерального центра и в субъектах РФ. Однако не смолкают споры о сущности и приоритетах ГМП. Научные дискуссии подтверждают, что ее происхождение объективно. Она возникла естественным образом и исторически развивается, что обусловлено наличием у молодежи как особой социальной группы своих специфических интересов в обществе, существованием отношений между его институтами и молодыми людьми.

На сегодняшний день под государственной молодежной политикой понимается «внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства». Она является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Исходя из принципа субъектности, можно выделить два вида молодежной политики. Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т. д.). Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

Главная цель ГМП - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурно-духовную жизнь страны.

Основная деятельность по реализации ГМП осуществляется специальными органами, ответственными за ее осуществление в стране и отдельных регионах. При этом, как подчеркивает А. В. Кочетков, следует различать:

- координационно-консультативные органы (советы, комиссии) по вопросам ГМП, создаваемые при органах исполнительной власти;

- уполномоченные органы по работе с молодежью (по делам молодежи) - органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке ГМП и ее нормативно-правовому регулированию;

- органы обеспечения ГМП, задачей которых является организация исполнения правовых норм в сфере ГМП применительно к специфике соответствующего органа исполнительной власти.

ГМП в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

- ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

- приоритет государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

- преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Как самостоятельное направление государственной политики, молодежная политика «находит выражение в принятии законов и специальных программ, связанных с широкой реализацией прав молодежи в сфере образования и трудоустройства; решением проблем молодых семей (осуществлением кредитования строительства и приобретения жилья, выдачей ссуд на обустройство и т. д.)».

С 2008 года по инициативе Президента РФ более активно началась работа по реализации государственной молодежной политики. В это время был сделан важный шаг, способствующий повышению статуса ГМП, - подписан Указ о проведении в Российской Федерации Года молодежи. В соответствии с ним в 2009 г. по всей стране системно организовывались и осуществлялись программы и мероприятия, направленные на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. Год молодежи, по мнению главы государства, дал органам власти «уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодежной политики».

Важную роль в реализации государственной молодежной политики имеют федеральные законы «Молодежь России», комплексные целевые программы по реализации государственной молодежной политики, принятые во многих субъектах Российской Федерации. Одним из главных инструментов решения долгосрочных социально-экономических задач являются государственные программы, в которых, собственно, и находят свое воплощение конкретные направления государственной политики. На местном уровне государственная молодежная политика реализуется в форме региональных стратегий и целевых молодежных программ, которые могут дать отчетливое представление об устойчивом развитии молодежной политики в городе или регионе. Именно в этих проектах определяются важнейшие направления развития, те ключевые моменты, на которые стоит направить управленческие усилия в первую очередь.

При этом, как отмечают Т. Е. Зерчанинова и Е. В. Позднякова, «нужно осознавать, что эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, ценностных ориентаций, жизненных планов молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг».

Поэтому важно, чтобы молодежные программы имели мощную материально-техническую базу и были обеспечены организационно-управленческими, информационными и интеллектуальными ресурсами. Значительным шагом является создание всех условий для того, чтобы молодежь могла принимать активное участие в обсуждении молодежных программ и политики развития, намеченных к реализации в ближайшее время.

Таким образом, государственная молодежная политика в России формируется и реализуется в соответствии с определенными принципами и намеченными приоритетными направлениями. Реализация данных направлений обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Государственная молодежная политика также включает в себя пути решения жилищных проблем, вопросов занятости молодежи; поддержку молодой семьи и талантливой молодежи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха и многие другие вопросы. Такой подход способствует улучшению качества жизни молодого поколения и развития страны в целом.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

1. федеральные органы государственной власти;

2. органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. органы местного самоуправления;

4. молодежные общественные объединения;

5. молодые граждане;

6. иные организации и отдельные граждане, принимающие участие в осуществлении прав и законных интересов молодежи.

Самоорганизация и самореализация молодежи реализуется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления. Общественные объединения представляют собой уникальный институт социализации молодого человека, где он сам принимает решения, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность, т.е. приобретает важнейшие жизненные компетенции. На территории РФ действуют молодежные общественные объединения различной направленности: политической, правозащитные, студенческие, экологические и другие. Сегодня самая массовая общественная неполитическая некоммерческая организация в России Российский Союз Молодежи (РСМ). Но, несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточное количество молодежных объединений, процент молодых людей, состоящих в подобных организациях, остается невысок.

Итак, субъекты молодежной политики составляют разветвленную и сложную систему. Но следует сказать, что в этой системе зачастую отсутствует единство и взаимодействие. Это связано, в первую очередь, с отсутствием единого закона и четкого разграничения функций в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровне.

Делись добром ;)