Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

контрольная работа

2. Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

В Российской Федерации система государственной молодежной политики начала складываться в 1991 году, после принятия Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-1. Данный закон в соответствии с п. 2 Раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ является частью правовой системы РФ, однако он практически не применяется.

Формирование государственной молодежной политики в современной России на рубеже 1980-90-х гг. было связано с изменением социально-политического устройства страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодежи. Во взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти в процессе становления молодежной политики на протяжении 1990-2000-х гг. можно выделить три этапа, характеризующихся переходом инициативы в развитии молодежной политики либо на уровень регионов, либо на уровень центра:

1. Первый этап становления институционально-правовой базы молодежной политики (первая половина 1990-х гг.), когда инициатива данного процесса безраздельно принадлежала федеральному центру. В условиях кризиса советской и становления новой демократической политической системы в начале 1990-х гг. на федеральном уровне требовалось переосмысление принципов и направлений работы государства с молодежью, выработка новых подходов к воспитанию молодого поколения в соответствии с ценностями зарождающейся системы.

Основными вехами становления институционально-правовой базы молодежной политики на первом этапе стали:

- Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.);

- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г.);

- Постановление Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г.);

- Указ Президента РФ О федеральной целевой программе (ФЦП) «Молодежь России» (1994 г.);

- Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Российской Федерации» (1995 г.).

2. Вторая половина 1990-х гг. знаменует следующий этап становления молодежной политики в современной России, когда инициатива переходит на региональный уровень. Период конца 1990-х гг. обнаружил элементы стагнации режима, что выражалось в экономическом кризисе и неспособности системы с ним справиться, непрекращающейся военной кампании в Чечне, болезни президента Б. Ельцина, развитии на этом фоне феномена фаворитизма, делегировании во власть членов семьи. В данной политической ситуации становление молодежной политики на федеральном уровне существенно замедлилось, что восполнялось нормотворческой активностью в регионах.

3. Третий этап становления институционально-правовой базы молодежной политики начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000 г. и продолжается по настоящее время. На этом этапе инициатива по формированию молодежной политики вновь переходит на федеральный уровень, что обусловлено постепенной эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти, централизации отношений федерального центра и регионов: введение федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, главных федеральных инспекторов в субъектах федерации, изменение порядка формирования Совета Федерации, отмена прямых выборов губернаторов, введение пропорциональной составляющей в избирательные системы по выборам региональных легислатур, процесс укрупнения регионов.

Основные вехи становления институционально-правовой базы молодежной политики на данном этапе:

- Постановление Правительства РФ О ФЦП «Молодежь России на 2001-2005 гг.» (2000 г.);

- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (2001 г.);

- Стратегия государственной молодежной политики РФ (2006 г.).

Несмотря на «маятниковый характер», основные рамки формирования и развития молодежной политики устанавливал федеральный центр. Если центр, как правило, устанавливал принципы, направления, формы взаимодействия государства и молодежи, то деятельность региональных органов власти позволяла выявить существенные проблемы в реализации основных направлений молодежной политики, сформировать представление о состоянии молодежной среды, тем самым определить приоритеты и механизмы осуществления государственной молодежной политики на федеральном уровне.

На сегодняшний день правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Основу европейской работы с молодежью составляет Хартия Совета Европы «Европейская социальная хартия» от 3 мая 1996 г. № 163, которая подписана Россией 14 сентября 2000 г., но не ратифицирована. Большое значение для международных молодежных обменов, воспитания гражданственности имеет Европейская конвенция о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи от 11 мая 2000 г. № 175. Однако основополагающим документом для местных органов власти в европейских странах является Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, не подписанная Россией.

Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ имеет внутреннюю структуру и состоит из частей, которые включают правовые акты в следующей последовательности:

1. Конституция РФ

2. Законы

Вопросы ГМП находят отражение в федеральных конституционных и обычных законах. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» относит принятие мер по реализации ГМП к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере. Гражданский, Семейный, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации содержат нормы, имеющие значение для развития законодательства по вопросам ГМП. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, механизм их включения в систему ГМП. Правовые нормы, затрагивающие вопросы правового положения молодежи и организации работы с ней, есть в ряде других федеральных законов: «Об общественных объединениях»; «О воинской обязанности и военной службе»; «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; «Об альтернативной гражданской службе» и др.

3. Указы Президента РФ

В ряде указов и распоряжений Президента РФ вопросам ГПМ уделяется внимание. Принятым еще в начале 90-х годов прошлого века Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» осуществление целостной ГМП в России признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Необходимо выделить подзаконные акты Президента РФ, которыми установлены всероссийские молодежные праздники «День молодежи» и «День российского студенчества», предусмотрены меры в области государственной поддержки: общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи; талантливой молодежи; молодых российских ученых; студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования; молодых деятелей культуры и искусства. Президентские указы под одинаковым названием «О структуре федеральных органов исполнительной власти» позволяют судить о том, как менялись подходы к управлению в сфере ГМП на федеральном уровне.

В России имеет место практика подзаконного регулирования вопросов ГМП палатами Федерального Собрания РФ, которые обладают определенными полномочиями в данной сфере. Речь идет о постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы, регулирующих вопросы, связанные с организацией работы с молодежью. В этом плане особенно важными являются постановления о создании и регулировании деятельности постоянно действующих совещательных и консультативных молодежных органов палат Федерального Собрания РФ - Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации и Общественной молодежной палаты при Государственной Думе.

4. Постановления Правительства РФ

Различные аспекты ГМП находят отражение в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ. Они касаются: конкретизации правового статуса молодых граждан и мер их государственной поддержки; формирования молодежных программ; координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере ГМП; утверждения положений об органах по делам молодежи; поддержки молодых российских ученых; физического развития детей и молодежи; создания условий для укрепления их здоровья; обеспечения жильем молодых семей; содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и решения других вопросов работы с ней. В таких документах, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» включены подразделы «Молодежная политика».

5. Законодательные акты министерств

Сегодня действует немало ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам ГМП. При этом ведущей формой таких актов является приказ. В параграфе анализируются приказы, касающиеся различных вопросов ГМП и принятых Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по делам молодежи и другими федеральными органами исполнительной власти.

6. Региональное законодательство

На сегодняшний день законодательство по молодежной политике на региональном уровне включает несколько компонентов: законы о государственной молодежной политике (действую более чем в 73 субъектах), законы о государственной поддержке детских и молодежных организаций (действуют в 40 регионах), региональные комплексные целевые программы по молодежной политике. На региональном уровне действует большое количество подзаконных актов органов государственной власти субъектов РФ, посвященных вопросам регулирования ГМП. Их общее количество уверенно приближается к 100000. Среди подзаконных актов органов государственной власти субъектов РФ в сфере ГМП есть:

- указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

- акты других исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;

- акты иных органов государственной власти субъекта РФ, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

То есть, можно говорить о практически завершенном процессе складывания законодательных основ государственной молодежной политики в регионах России.

Как нами уже отмечалось, в реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях широко используется программно-целевой подход. Так, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной молодежной политики (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р). Мы солидарны с позицией А. В. Кочеткова, по мнению которого Стратегия далека от совершенства и вызывает немало нареканий ученых и специалистов-практиков. В ней фрагментарно прописаны вопросы управления в сфере ГМП, а многие принципиальные вопросы работы с молодежью вовсе не отражены. Вместе с тем Стратегия расширяет возможности для ее самореализации и гарантирует поддержку государством молодежных инициатив.

Некоторые положения по реализации молодежной политики отражены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года».

Принятая Стратегия государственной молодежной политики определяет основную цель, приоритетные направления и принципы государственной молодежной политики. Одновременно цель и приоритеты молодежной политики увязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагает межведомственный характер их достижения. В Стратегии также предложены меры, механизмы и инструменты реализации.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также определяет основную цель государственной молодежной политики и основные задачи для ее достижения.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день на первый план вышла задача модернизации всей российской системы государственной молодежной политики - как на уровне принципов, так и на уровне деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и других субъектов. Это требует понимания правовой природы данной политики, что обусловлено тесной связью ее существования и эволюции с проблемами публичной власти, функционирующей в российском обществе как сочетание государственной власти и местного самоуправления.

Нынешняя ситуация такова, что обновляющемуся российскому социуму должна соответствовать новая, научно обоснованная стратегия ГМП, опирающаяся на эффективное законодательство о ней. Нужен новый концептуальный подход к правовому регулированию государственной молодежной политики, под которым понимается воздействие ее субъектов правовыми средствами на общественные отношения в данной сфере с целью их упорядочения. Современная ГМП должна рассматриваться как неотъемлемая часть более общей и глобальной проблемы - создания социального и правового государства, демократических институтов гражданского общества.

Актуальные требования, выдвигаемые к совершенствованию государственной молодежной политики, предполагают активное участие самой молодежи и их объединений. Исторически система молодежных объединений не только стала центром кристаллизации и формирования ГМП, но и оказалась более устойчива, чем система органов по делам молодежи, претерпевших многочисленные реорганизации. Между тем, изменения, вносимые в последние годы в нормативно-правовую базу ГМП, а также содержание деятельности органов исполнительной власти, прежде всего федеральных органов по делам молодежи, в значительной степени ослабляют роль молодежных общественных объединений и их возможности участия в общественной жизни. «Признавая на словах важность молодежных объединений, представители власти отводят им в лучшем случае роль статистов и организаторов «массовки» на проводимых мероприятиях, а зачастую мнение молодежных объединений вообще игнорируется».

Эта ситуация должна быть срочно изменена, поскольку никакая модернизация невозможна без созидательной активности и самоорганизации самих граждан, которой нужно учить смолоду, а тут не обойтись без молодежных общественных объединений. Для реализации поставленной задачи необходимо формирование нового поколения молодежных работников, умеющих работать с молодежными инициативами и способных координировать и поддерживать деятельность молодежных и детских объединений в современных условиях.

Делись добром ;)