Ночные клубы как форма досуга

курсовая работа

1.2 Возникновение и развитие ночных клубов как форма организационного досуга

свободный время молодежь клуб

Слово дискотека или discotheque произошло от сочетания двух французских слов: disque -- пластинка и cartotheque -- картотека. Перевести это можно, как «хранилище дисков». А еще так называли ночные заведения, где звучала записанная на пластинки (не "живая", в отличие от обычных клубов) музыка. Потом "диско" стали называть музыкальный стиль с ритмом 100-120 ударов в минуту. Еще один важный элемент диско - блестящая, режущая глаз яркостью цветов одежда, всякие разноцветные лампочки, зеркальные шары, неоновые вспышки, длиннющие отложные воротники, высоченные прически - в общем, подчеркнутая яркость и шик во всем. [7]

Прародителем дискотеки может считаться джук-бокс - граммофон-автомат, заряженный двумя-тремя десятками пластинок, проигрываемых по выбору при опускании в щель мелкой монетки. На рубеже 30-40-х годов подобные автоматы устанавливались по всей Америке в дешевых барах и кафе, посещавшихся преимущественно молодёжью. Они имели свою аудиторию, свой репертуар и даже своих звезд, именно джук-боксы были главным каналом распространения музыки типа ритм-энд-блюз (жанр популярной музыки, первоначально исполняемой негритянскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела.), а позднее - соул (наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов).

До Второй Мировой войны, в тридцатых годах XX века, слово discoteque на сленге французских поклонников джаза обозначало собрания любителей джаза. Во время гитлеровской оккупации Франции, это слово, на время, приобрело еще и дух протеста захватчикам, потому как джаз был запрещен фашистами. В книге Альберта Голдмана"Disco", вышедшей в 1978 году, самой первой дискотекой было заведение расположенное на улице Юшетт в Париже. Это был бар, существовавший еще до Второй Мировой Войны, и носивший название «LaDiscoteque», в котором, при заказе выпивки, клиент мог попросить поставить его любимую джазовую пластинку. Большую известность, уже после войны, в Париже приобрело заведение «Whiskey-A-Go-Go», которое в 1947 году открыл Пол Пасин и целевой аудиторией которого являлись богатые и знаменитые люди города. Несколько позднее пальму первенства в звании самой престижной дискотеки города перехватил Жан Касл), открывший свою дискотеку под названием «ChezCastle». Французские дискотеки того времени (и вплоть до шестидесятых годов) вовсю пестовали элитарность. Именно в этот период были придуманы все главные отличительные черты фешенебельной дискотеки: строгий фейс-контроль, определенного рода антураж и внутренняя отделка клуба. Первая дискотека в США открылась в 1960 году в Нью-Йорке и называлась «LeClub». Эта дискотека копировала элитарные парижские дискотеки и была нацелена, прежде всего, на местную городскую элиту.

Подарком для дискотек явился и музыкальный жанр "диско", появившийся в середине 70 годов. Главная особенность этого жанра в том, что он существует в виде грамзаписи, ибо предполагает одновременную игру музыкантов на нескольких инструментах, исполнение вокалистами нескольких партий, специфические акустические эффекты, возможные лишь при звукозаписи. Иными словами, "диско" интенсивно использует опыт электронной музыки. Другой характерной особенностью этого жанра является заразительная танцевальность, своеобразная полиритмия. Здесь создателям жанра помогла "салса" - музыка кубинских окраин американских городов.

Во второй половине 70-х годов западный мир захлестнула очередная танцевальная эпидемия, как уже не раз случалось в прошлом, но с одним интересным отличием. До сих пор все сколько-нибудь приличные общественные танцы, не говоря уже о великосветских бальных собраниях и столичных дансингах, стремились устраивать под скромный, но все же живой оркестр или небольшой ансамбль, довольствуясь одним пианистом, и лишь при полной невозможности достать такового прибегали к патефону, радиоле или уже упоминавшемуся джук-боксу. Теперь этот обычай заменен прямо противоположным: высший шик состоит в том, чтобы танцевать в специально оборудованных дискотеках под записанную музыку с диск-жокеем (DJ) в роли оператора звуковоспроизводящей аппаратуры и распорядителя бала.

Диско-альбомы не были продолжительными по времени, но записанные на них песни стали гораздо длиннее - в среднем по 5-6 минут, одновременно выпускаются специальные 12-дюймовые синглы, содержащие длинные версии (longversion) песен (8-12 минут), предназначенные для ди-джеев. Имея в запасе широкий ассортимент пластинок, DJ каждый раз делает из них собственный микс, комбинируя номера с учетом состава, вероятных вкусов и даже настроения собравшейся перед ним, а иногда и специально подобранной публики (владельцы некоторых дискотек каждый вечер производят селекцию-фейсконтроль счастливчиков из длинных очередей, стоящих перед их дверьми).

Таким образом, ещё с 40-х годов ХХ века поклонники музыки стиля «disco» устраивали молодёжные мероприятия именуемые «дискотеками», которые в последствии стали настолько популярны, что сам термин дискотека, перевод с французского языка которого означает «ночной клуб, где музыка играет с виниловых пластинок», вышел далеко за свои первоначальные границы.[8] Сегодня понятие «дискотека» заменили такие слова как «ночной клуб», «nightparty», «вечеринка». В последствии, словосочетание discotheque сократилось до звучного слова disco.Но как бы со временем не менялось название, смысл остаётся, дискотеки или ночные клубы- это места для развлечения, расслабления, танца и возможности хорошо провести время, будь то вечер в кругу друзей или вечеринка по случаю дня рождения.

Название « ночной клуб» сейчас наиболее популярен нежели «дискотека».

Ночные клубы - это феномен ХХ века. Современные ночные клубы прошли путь от элитарных американских джазовых заведений 20-х годов ХХ века до массовой индустрии, которая реализует право каждого активного горожанина на качественный отдых и бессонную ночь. Сегодня ночной клуб уже трудно себе представить без ди-джеинга и мощных световых потоков, в мире ночных клубов сложилось собственное понятие о респектабельности. И оно основывается на традициях, подкрепленных временем и долгом развитии индустрии ночных развлечений. [9]

Первый ди-джейский опыт был получен еще в 1906 году, - это была радиотрансляция мелодии, приуроченная к празднику Рождества. Таким был первый синтез праздничного настроения и удовольствия от музыки, рождавшейся на глазах у участников вечеринки, - то, что сегодня каждый горожанин может получить в ночном клубе.

Ди-джейство как явление клубной жизни получило мощный стимул к развитию в 30-е годы ХХ века, тогда же появилось английское слово discjockey. В те годы discjockey просто следил за работой специальной машины, которая проигрывала виниловые диски. Сегодня DJ ночного клуба - это культовая персона городской ночной жизни и центр притяжения клубной жизни, тот, кто творит клубную музыку и задает темп и ритм вечеринки.

Виниловая пластинка стала символом первых ночных клубов, уже к 40-м годам ХХ века, всего через десять лет после появления ди-джейства, живая музыка была вытеснена из ночных клубов ди-джейскими экспериментами с виниловыми пластинками. Ночной клуб привлекал своих посетителей музыкой, способной почувствовать их настроение и подстроиться под него. Ди-джей делал клубную музыку гибкой и восприимчивой к настроению посетителей. [10]

DJ стал незаменимым «дирижером» ночной жизни, а его работа - стандартом качества ночного клуба. Сегодня должность DJ в ночном клубе обладает привлекательностью и респектабельностью, которую первые ди-джеи даже не могли себе вообразить.

Танцы под музыку, произведенную из виниловых дисков, стали нормой клубной жизни ближе к 50-м годам ХХ века. Тогда же, но уже не в Америке, а в Европе, во Франции появилось название дискотека - ночной клуб, в котором главное - это музыка виниловых пластинок и танцы под нее. Дискотека стала одним из самых распространенных видов клубной жизни в европейских и американских городах, и способствовала тому, что на основе дискотечного стиля и дискотечного образа жизни сформировалось новое музыкальное направление - disco.

Микс - неотъемлемая часть клубной культуры стал изобретением 60-х годов ХХ века. Тогда ди-джейское искусство переживало настоящий бум, а техника произведения музыки была значительно усовершенствована. Клубная музыка пошла без пауз, единым потоком, а новые технические системы микширования музыки позволили проявиться творчеству ди-джеев. Новым явлением, своим возникновением обязанным ночным клубам, стали хит-парады.[12]

Миксы и хит-парады вышли за пределы ночной клубной жизни и стали частью современной музыкальной культуры. То же можно сказать и о музыкальных эффектах, таких как царапины scratch - они нашли применение и за пределами клубной музыки и стали частью городской музыкальной культуры. Американские клубы стали первыми, при которых открылись школы ди-джеев и стали складываться стандарты и направления в клубной музыке.

В 80-е годы ночные клубы открывались практически во всех городах мира, не обошло клубное движение и СССР. Но здесь, как всегда, была своя специфика. Традиционно местом отдыха, танцев и вечеринок в советском обществе были Дворцы культуры и Дворцы молодежи. Первые танцплощадки в Советском союзе были организованы именно на их базе, там же прошли и первые советские дискотеки.

Возникновение в СССР ночных клубов имело и социальные корни. Это был протест против устоявшихся форм молодежного досуга - против многочисленных кружков, обязательных секций, отчетов-концертов. Молодежи хотелось общения неформального. Дискотеки давали возможность молодежи отдохнуть после тяжелой трудовой недели, познакомиться с музыкальными новинками, а самое главное, предоставляли возможность общения со своими сверстниками.

В России ночные клубы в короткий срок проделали весь тот путь развития, который они прошли в мире. Первые ночные клубы были относительно элитарными, в них мог попасть далеко не каждый. И предназначались они для публики, которая отдает предпочтение рок или джазовой музыке. Рок- клубы были наиболее престижными и известными советскими клубами 80-х.

Такие клубы как «Сайгон» и «Квадрат» стали эталонами советской клубной жизни, клуб «Квадрат» в измененном формате функционирует и сегодня. На базе Молодежного центра на Васильевском острове возник известный клуб «ТамТам». И все же советские клубы 80-х нельзя назвать современными ночными клубами в полном смысле слова. Даже не смотря на то, что некоторые из них сумели приспособиться к условиям 90-х и выжить в двухтысячных.

Первые советские ночные клубы тяготели к дискотечному формату: в них играла эстрадная музыка, акцент делался на танцпол и живые выступления рок или джазовых групп, публике предлагались коктейльные напитки. Живая музыка была именно тем, к чему стремилась публика, посещавшая советские ночные клубы. Гвоздем программы в этих заведениях обычно служили живые концерты рок-групп.

Смены клубного формата в России была обусловлена проникновением ди-джейской культуры и микшерных технологий в клубную музыку и жизнь в конце 80-х-начале 90-х. Первая советская вечеринка, проведенная по западным клубным стандартам состоялась в Ленинграде в 1989 году. На ней выступал ди-джей, нежелательную публику отсеивал facecontrol, а свободным вход был только для тех, кто получил специальные приглашения. [14]

Именно первые ди-джеи привнесли в российскую клубную жизнь элементы западной клубной культуры и клубную музыку. С этого момента начинается превращение специфических советских ночных клубов в ночной клуб современного формата. Ночные клубы превратились в место активного отдыха и тусовки. Отдых в ночном клубе - это синтез музыки, танцев, общения, особого стиля каждой вечеринки. Современный клуб - это уже не то место, куда приходят послушать музыку для избранных в кругу знакомых. Клуб открыт для новых связей, сильных эмоций и энергии и мощных впечатлений.

Именно клубная культура в России освободила танец из рамок закрытых вечеринок для любителей, сделав его, пожалуй, самым массовым развлечением на сегодняшний день и самым верным способом получить удовольствие от жизни.

90-е стали временем расцвета клубной жизни в России, когда открывались многочисленные клубы самых разных направлений. Растущая экономика повысила потребность горожан в качественном отдыхе и ночных развлечениях.

Модные ночные клубы, где проводятся статусные вечеринки, на которые приглашаются зарубежные ди-джеи, стали новой тенденцией в развитии клубной жизни столиц и крупных городов. Появление платежеспособного спроса привело к совершенствованию ночных клубов. Респектабельность стиля ночной клубной жизни, внимание к актуальной клубной музыке и современным DJ - все это сделало ночные клубы Меккой для модной молодежи и всех, кто причисляет себя к ней. [16]

Где, как не в ночном клубе модная молодежь может общаться с равными себе, ведь общение это такое же преимущество ночного клуба, как и эйфория от танцевальной музыки и клубные напитки. Специально для публики с особенными интересами открываются небольшие ночные клубы малой вместимости. Попадая в русло культурной тенденции, небольшие клубы активно заполняются молодежью и задают стиль жизни для многих молодых горожан.

Каждый ночной клуб - это уникальная система, которая может предложить развлечения даже для самой изощренной публики.

Ночные клубы - это эмблема ночной жизни и неотъемлемая часть жизни и культуры современного города и горожанина.

Современные ночные клубы Москвы и Петербурга достигли такого уровня развития и профессионализма в организации клубных party, что находятся на одном уровне с лучшими американскими и европейскими клубами.

Так или иначе, но дискотеки оказались интереснейшим явлением, позволившим молодежи выявить свое творческое "я"- художественное, техническое, организационное.

Делись добром ;)