Cоциально-культурная деятельность

курсовая работа

Глава 2. Анализ различных видов социально-культурной деятельности в учереждениях культуры

2.1 Анализ культуротворческого вида социально-культурной деятельности в Московском доме культуры

Культурно-развлекательная деятельность учреждений культуры является дним из основных направлений. Однако на практике это направление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в учреждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой деятельности чрезвычайно низок.

Проведем анлиз культуротворческого вида социально-культурной деятельности на примере ДК «Салют» .

Дворец культуры «Салют» был основан в 1966 году и сегодня является крупным центром культуры Северо-Западного административного округа горо- да Москвы. ДК «Салют», несомненно, хорошо знаком нескольким поколениям жителей округа еще с тех времен, когда он принадлежал Тушинскому маши- ностроительному заводу. В 1990-е годы ДК на некоторое время почти пре- кратил свою работу, а в 2001 году решением Правительства Москвы было создано Государственное учреждение культуры «Дворец культуры “Салют”», директором которого стала Ирина Алексеевна Медведева.

На сегодняшний день ДК «Салют» является крупнейшим многофункциональным культурным центром. За последний год в коллектив пришли молодые специалисты, которые имеют высшее проффесиональное образование и большие планы на перспективу.

По сравнению с другими формами общения с искусством ,человек, включившийся в художественно-творческий процесс, всегда занимает наиболее активную позицию. Основное содержание художественно-творческого акта - конкретно - образное воплощение эстетитической цели. Материалом, из которого строится новый образ, является запас жизненных и художественных впечатлений, приоберетенных любителями в результате непосредственного восприятия действительности, знакомства с искусством , контактов с другими людьми. В ходе культуротворческой деятельности происходит актуализация всех психических сил личности. Благодаря памяти осуществляется сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Мышление дает возможность производить необходимые аналитическо - синтетические операции: сравнение, общение, конкретизация, анализ, синтез и т.д. Воображение помогает преобразовывать предшествующий опыт и создавать на основе этого преобразования принципиально новые художественные структуры. Выжным условием и фактором творческого процесса являются волевые усилия человека, без которых не может быть ни сознательной постановки цели, ни выбора средств ее достижения, ни сосредоточения на решении поставленной задачи. развлекательный творчество социальный

В ДК «Салют» отлично развита художественная самодеятельность. Очень сильные хореографические коллективы, которые выделили в Дом танца. В ан- самбле «Юность», который хорошо известен публике, занимаются русскими народными танцами. Классический балет представлен Театром танца «Мари- на». Восточными и цыганскими танцами занимаются в ансамбле «Амрита», а любители бальных спортивных танцев посещают спортивно-танцевальный клуб «Дуэт». На базе самодеятельности вырос Центр русской народной песни. В него входят ансамбль русской песни «Весняночка», детская студия «Таночек» и фольклорно-эстрадная мастерская «Суббота». Кроме того, работает Центр творческого развития, в котором немало интересных клубных формирований для детей и подростков, среди которых - обучение игре на гитаре, музыкально - театральная студия, а так - же развивающие кружки для дошкольников. Много внимания уделено проведению фестивалей и конкурсов для различных возрастных категорий - детей, молодежи, ветеранов, причем на достаточно высоком уровне. ДК тесно взаимодействуем с органами исполнительной власти и местного самоуправления в части проведения социально значимых мероприятий для жителей округа. Например, совместно с префектурой проводятся окружные праздничные концерты, посвященные историческим и государственным праздникам, ежегодно подводятся итоги конкурса общественного признания «Достояние».

2.2 Анализ рекреационно - развлекательного вида социально-культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества

Проведем анализ рекреационно - развлекательного вида социально - культурной деятельности на примере кружка «Эрудит» в Центре народного творчества и досуга г. Барнаула.

Воспитание и обучение младших школьников в кружке «Эрудит» развивает у младших школьников в процессе учебной и игровой деятельности познавательные способности и развивает процессы: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение; формирует способы умственной деятельности, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Мы пришли к выводу: если организовать систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка через знакомство с окружающим миром; соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности, то развитие познавательных процессов детей в младшем школьном эффективно.

Задача кружка «Эрудит» не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.

Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:

– организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался,

– ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;

– организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.

В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.

Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.

Набор детей в группу свободный. В группе 12 - 15 человек.

Для реализации программы необходимы экскурсии на природу, посещение музея, библиотеки.

Таблица 1

Примерное распределение учебного времени по темам

N

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

итого

1.

2.

3

Вводное

Книга - источник знаний

Развитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игры

Внимание

Память

Мышление

Речь

Восприятие

Воображение

Итоговое игровое мероприятие

ИТОГО

2

2

24

4

4

4

4

4

4

28

4

18

4

2

2

2

2

4

2

22

2

12

2

2

2

2

2

2

14

2

8

54

10

8

8

8

8

10

2

64

Приведем пример еще одного вида рекреационно - развлекательного виды социально - культурной деятельности в Алтайском государственном Доме народного творчества - клуб.

Клуб игровых технологий «Смайлики». Это очень символично, так как ребята здесь с улыбкой овладевают навыками организации мероприятий, учатся быть весёлыми и общительными. А то количество игр и розыгрышей, которым они вскоре овладеют, не поместится ни в один чемодан аниматора. Дополнительно ребята осваивают азы профессий: ведущие детских развлекательных программ..

Занимаются разработкой сценариев праздничных мероприятий, изготовлением реквизита, подбором аудио - и видеоматериалов для игровых программ, работой с аквагримом.

Воспитанники клуба участвуют во всех массовых мероприятиях Дома творчества: новогодние праздники, народные гуляния, игровые программы, дискотеки и др. Свои умения и навыки, полученные на занятиях, дети используют на практике в школах, по месту учебы, выступая в роли организаторов досуговых программ. Многие выпускники коллектива свою трудовую деятельность начали с профессии культорганизатор.

Выводы. В настоящее время общество нуждается в такой организации деятельности детей, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Эту задачу могут выполнить такие учреждения как Алтайский государственный Дом народного творчества г. Барнаула.

Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:

– во-первых, игры должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;

– во-вторых, при организации игры необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных групп детей и подростков;

– в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога.

Сейчас чаще всего используются два основных направления в организации игровой деятельности: клубные игры, в первую очередь КВН, а также организация активного игрового отдыха подростков и молодежи во время летних каникул, в том числе организация туристического отдыха учащейся молодежи.

Можно сделать вывод о возрастающей роли рекреационно - развлекательного вида социально - культурной деятельности в социализации подростков и молодежи, о повышении возрастного порога этой деятельности и востребованности у всех возрастных групп. Специфика рекреационно - развлекательного вида социально - культурной деятельности такова:

1. его соответствие устремлениям и социально-психологическим особенностям молодежи;

2. Стремление к социализации среди ровесников в группе, команде, в коллективе;

3. Высокие творческие возможности

Приведем пример методик, которые используются в Доме творчества

«Фантазия»

«Планета творчества»

Занятия декоративно-прикладной деятельностью по программе «Фантазия».Воспитанниками было изготовлено более 400 поделок, сувениров на подарки близким, выставки, украшения на ёлку.

Некоторые из детей впервые взяли в руки иголку, завязали свой первый узелок, научились работать ножницами, применять для изготовления работ декоративно прикладного направления различные материалы.

Мероприятия и занятия по программе «Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних».

Много нового и познавтельного для себя открыли дети в русской традиционной культуре, познакомились с обрядами, праздниками.

В течении года воспитанники участвовали в различных социальных акциях: «новый год», праздничные концерты посвященные, «Дню Защитника Отечества», 8 Марта, и т.д., Конкурсная программа « Защитники отечества», посвященный 23 февраля.

Участие в театральных представлениях:

Театрализованное представление по пьесе «Ханума».

Творческие мастерские - неотъемлемая часть технологий. Именно здесь вырабатываются или укрепляются волевые усилия, направленные на осмысленный ручной труд, где у каждого появляется возможность увидеть законченный результат своих усилий в продукте, имеющем не только материальную, но и эстетическую ценность.

Делись добром ;)