Одиночество как социальная проблема и пути ее решения методами социальной работы (по опыту КУВО "Управление социальной защиты населения Левобережного района г. Воронежа")
1.1 Одиночество как социальный феномен
социальный феномен одиночество пожилой
Феномен одиночества рассматривается в контексте общения. Опыт работы с одинокими людьми показывает, что у них существуют ощутимые затруднения в завязывании и поддержании контактов с другими людьми, которые часто коренятся в отсутствии необходимых коммуникативных знаний и умений. Некоторые исследователи прямо указывают, что неумение общаться - одна из причин одиночества. Например, Ялом И. отмечает, что уход в одиночество может быть обусловлен "барьером" боязни контакта. Одиночество может возникнуть также в тех ситуациях, когда ролевые ожидания не оправдываются. Его причиной может быть и такая особенность нашего общения, как сам выбор социальных ролей в тех или иных ситуациях, приклеивание ярлыков и использование штампов в общении.
Известный психотерапевт И.Ялом выделяет три типа одиночества:
1. от себя (внутриличностное), человек убегает от какой-то части себя (напр. своих сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за «правильно» или «нужно» и не доверяет себе.
2. от других (межличностное), человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и в том числе неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
3. от жизни (экзистенциальное), человек прячется в толпе от грусти и тоски от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания. У него могут быть сколь угодно хорошие отношения с членами семьи и собой. Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может [14, c 87]. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт - наше экзистенциальное одиночество. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот вопрос возникает перед нами, когда уходят из жизни близкие и важные для нас люди, и мы остаемся одни. Часто после этого мы чувствуем страх и беспомощность перед чем-то более могущественным и иногда понимаем, что в жизни нет ничего постоянного, всегда соответствующего нашим ожиданиям. И если мы пойдем дальше, то можем увидеть, что мы весьма ограниченно можем влиять на ход нашей жизни, поскольку должны в одиночку стоять перед силами природы и обществом.
Дж. И. Янг предполагает различать следующие виды одиночества [2, c 252]:
1. Хроническое одиночество - одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
2. Ситуативное одиночество -- обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв близких отношений, например брачных. После короткого времени дистресса, ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве,
превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.
3. Переходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Выделяют несколько групп людей, подверженных к одиночеству [1, c 21]:
1. Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.
2. Люди с сильно выраженной стереотипизацией поведения, вследствие которой они не в состоянии выйти из рамок выбранной ими роли и не могут позволить себе раскованность.
3. Люди, отличающиеся, напротив, сильной нестандартностью в поведении, у которых мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в доступных для них группах правилам и нормам.
4. Люди, сосредоточенные на своём внутреннем мире, представляющие события собственной жизни и свои внутренние состояния исключительными, не похожими на все то, что происходит с другими.
5. Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается.
Представляют интерес данные, касающиеся предрасположенности к одиночеству в зависимости от типа личности. Среди характеристик, наиболее отрицательно влияющих на психологическую адаптируемость, были выделены следующие: ощущение себя неудачником, жалость к себе, стремление держаться с людьми на расстоянии, избегание близкого общения, лживость, ненадёжность, враждебность к другим людям.
Перечисленные психологические характеристики не просто затрудняют общение, но объективно препятствуют установлению интимно-личностных отношений между людьми, принятию человеком другого как личности.
Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. [6, c 512] Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее регулярного психологического, антропологического и социального осмысления.
Существует много категорий одиноких людей, одна из них - это дети без друзей: среди них те, кто живет в уединенных местах, где у ребенка нет возможности завести друзей, и те, кто лишен такой возможности из-за серьезных физических и умственных недостатков. Встречаются дети, которые на определенном этапе своего развития не испытывают необходимости в друзьях. Им любимые занятия заменяют общение со сверстниками и полностью удовлетворяют их потребности.
Следующая группа дети, потерявшие друзей при смене местожительства или школы. Еще одним серьезным препятствием к приобретению друзей могут стать переезд или перевод в другую школу. Необходимость расстаться с друзьями и людьми, которые до сих пор ежедневно были рядом, может привести к появлению чувства одиночества. Дополнительная трудность заключается в том, что ребенок должен стать частью нового социального окружения, где все давно знакомы. Особенно трудно найти новых друзей детям старшего возраста, когда компании уже сложились и новичку войти в них трудно [13, c 221].
Следующая категория одиноких людей - юность и ранняя молодость [19, c 53]. Их принято считать особенно трудными периодами в жизни человека. Одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных отношений. Особенно показателен в этом отношении процесс адаптации при поступлении в колледж.
Расстаться со знакомым с детства миром и поступить в ВУЗ - значит многое начать заново. Высокие личностные качества, отмеченные в школе, не могут помочь человеку найти себе место в колледже. Среди студентов может оказаться масса победителей самых различных конкурсов, членов советов учащихся. Что же касается романтических отношений, то перед студентами встает проблема, как привлечь к себе внимание противоположного пола в новых условиях.
Так же одиночество существует в семьях. Это является является очень тяжелым испытанием для людей, поскольку рушатся их надежды на счастливую совместную жизнь, поддержку и понимание со стороны супруга. И то обстоятельство, что эти надежды с самого начала были неоправданны, не смягчает потрясения от их крушения.
Еще одной важной категорией одиноких людей являются люди пожилого возраста [17, c 23]. И хотя старение - неизбежный биологический факт, тем не менее, культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние.
Одиночество в старости - это, прежде всего, отсутствие родственников, детей, внуков, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нелегко в пожилом возрасте пережить и смерть одного из супругов. В российском варианте одной из причин одиночества и изоляции старых людей является затворничество из-за финансовой немощи. Почти треть одиноких старых людей испытывают затруднения при решении элементарных гигиенических и бытовых вопросов.
В таких условиях происходит социальное отчуждение пожилых людей. Существует несколько причин этого. Например, многие люди воспринимают процесс старения, как только свою "беду", не замечая что, то же происходит и со всеми поколениями. Другие лишены подвижности и сил, необходимых для общения, то есть просто отрезаны от внешнего мира. Третьи боятся старения и в общении с ровесниками видят напоминание о собственной уязвимости. А четвертые уже пережили всех близких ровесников [24, c 67]. В силу этих причин многие пожилые люди видят выход в общении с представителями следующего поколения. Однако и здесь возникает ряд определенных трудностей. Так, многие старики считают, что между поколениями отсутствует связь. Другие говорят о пренебрежительном отношении к молодежи и о предполагаемом у них отрицательном отношении к старикам. Порицается безразличие молодых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поколением и стереотипное представление молодежи о стариках как об отсталых и умственно неполноценных людях. Не всегда пожилые люди возлагают ответственность за плохие отношения между поколениями на молодых. Многие признают, что в этом следует винить и взгляды самих стариков.