1.2 Молодежная субкультура
Еще одно понятие, введенное для описания особенностей молодежной идентичности, -- это субкультура или контркультура Омельченко Е. «Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого?» // Неприкосновенный запас. 2004. № 36.. Сами эти термины подчеркивают андеграундный характер новых формирований, их противопоставленность социально-культурному мейнстриму. Наиболее яркие субкультурные идентичности приобрели свои названия: тедди бойз (в СССР и России - стиляги), моды, скинхеды, раста, панки, готы и другие. Предпосылки возникновения таких субкультур и их противостояния с культурой большинства возникли благодаря значительному ослаблению патриархального порядка, превращению молодежи в самостоятельного субъекта потребления (свой заработок, наличие свободного времени, развитость досуговой инфраструктуры), независимости, пусть и относительной, частного пространства от публичного, развитию культурного плюрализма.
Субкультуры и контркультурные движения были порождены послевоенной реальностью, изменением образа жизни западной молодежи. Расширение пространства досуга, рост обслуживающей его индустрии привели к усложнению характера молодежного потребления. На определенное время такие реальные молодежные проблемы, как занятость и образование, выпали из сферы исследовательского интереса, все внимание социологов и культурологов обратилось к эпатажным культурным практикам и панике, которую они рождали в обществе.
Субкультурные формы, пусть в измененном виде, продолжают существовать в современном мире, а контркультурные молодежные движения так и остались в мятежных 60-х, но оплодотворили новые течения культуры и искусства ХХ века, новые типы интеллектуального андеграунда как на Западе, так и у нас в стране. Необходимость интерпретации меняющихся форм молодежной активности в контексте расширяющегося выбора, предлагаемого современным «культурно-стилевым» супермаркетом, ставит перед исследователями ряд новых вопросов Е. Омельченко «Смерть молодежной культуры и рождение стиля "молодежный"», журнал «Отечественные записки» (2006. № 3)..
Сами панки и бритоголовые вряд ли вам скажут о своем стремлении к завоеванию некоего культурного пространства, потому что разрыв между абстрактным теоретическим описанием стилей и реальностью невероятно велик. Молодые люди не говорят о сопротивлении на идеологическом уровне или «магическом исправлении общества». Часто теоретики молодежных субкультур находят в них то, чего там попросту нет. Для социологов всегда было характерно праздновать молодежную девиацию, восхищаясь своей лояльностью к волнениям, переживаниям уличной жизни (особенно если ученые сами проводили этнографические исследования), забывая о болезненных проблемах улиц. Возможно, это происходит еще и потому, что большинство социологов -- сами выходцы из среднего класса. Для американских теоретиков деликвентности это означало романтизацию бандитской, преступной жизни.
Молодежные субкультуры воспринимают «смыслы»: от респектабельного общества (пиджаки и галстуки модов); от общества с сомнительной репутацией (например, символика нацизма); от коммерческой подростковой культуры. Затем они переконструируют их в образы, которые шокируют не только потому, что они необычны, но и потому, что привычны, а следовательно, грозят нарушением стабильности, поскольку используют отчасти привычную символику, но совсем в непонятном, а потому угрожающем контексте. Девиантное использование одежды действительно имеет форму вызова доминирующему общественному согласию и сексуальным условностям. В соответствии с субкультурной теорией молодежные формы являются сопротивлением не потому, что они сознательно желают нанести урон «буржуазной идеологии» (хотя и это тоже), а потому, что использование социальных знаков наделяет их (пусть и символически) чувством контроля над своей жизнью, через свой стиль они привлекают внимание не только к себе, но и к противоречиям в доминирующей идеологии Е. Омельченко «Молодежные культуры и субкультуры» Москва.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264с..
молодежный субкультура хипстер потребление
- Введение
- 1.1 Молодежная культура
- 1.2 Молодежная субкультура
- 2. Молодежная культура в контексте потребления
- 2.2 Массовая культура и творческое «потребление» - новый подход
- 3. Мода
- 3.1 Мода как социальная норма
- 3.1.1 Структура моды
- 3.1.2 Особенности моды как социальной нормы
- 3.2 Мода как процесс
- 3.2.2 Структура потребителей моды
- 4. Субкультура хипстеров
- 4.1 История развития явления
- 4.2 Анализ субкультуры хипстеров на примере молодежи Санкт-Петербурга
- Форма без содержания: кто такие хипстеры?
- 2. Молодёжные субкультуры стран Запада.
- Культурная форма хипстеров в контексте стиля жизни современной украинской молодежи
- 5.Хипстеры
- 1. Хипстеры, битники (“Разбитое поколение” в сша 40-50ые г.Г.).
- 2.2. Мода и молодежная субкультура.
- Изменения в моде в 1960-е годы.
- 2.2«Пороховой погреб» пятидесятых
- Черты молодёжных субкультур