Безнадзорное поведение подростков

курсовая работа

Введение

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неизбежно приводят к увеличению количества и разнообразия трудностей и рисков, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. Как следствие, исследователи отмечают целый ряд негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результаты этих негативных явлений наблюдаются в росте подростковой преступности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрёл феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества безнадзорных значительно выше. По данным аналитического доклада, представленного фондом «Развитие социальных инноваций» (А.А. Реан), их количество оценивалось примерно в 2 млн.детей.

По-прежнему высокой остаётся планка подростковой преступности. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков. С другой стороны, 96 тысяч детей и подростков стали жертвами преступлений, 24 тысяч детей числятся без вести пропавшими.

По тем же подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школу по разным причинам, не имеют соответствующего возрасту образования и, скорее всего, по уровню знаний не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании (из доклада министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД 01.06.2005г.).

В то же время, к числу важнейших негативных новообразований должно быть отнесено распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

Личностный аспект проблемы безнадзорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитании, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свёртывание внеклассной работы в школе, исчезновение детских общественных организаций объединяет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.

Противоречием данной темы является то, что в семье проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых, а школа в силу тех же объективных трудностей ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции: дать детям знание.

С другой стороны, в «Семейном кодексе РФ» закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей». При осуществлении родительских прав родители не в праве причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, оскорбление или эксплуатацию детей.

Объект исследования: социальная работа с подростками.

Предмет исследования: содержание деятельности социального работника по безнадзорности у подростков в условиях школы-интерната №5 г.Серова.

Цель: изучение теоретических аспектов социальной профилактики безнадзорности у подростков в условиях школы-интерната.

Задачи:

- дать характеристику подросткового возраста;

- изучить понятия «безнадзорность» и «социальная профилактика»;

- выявить потенциал школы-интерната №5 г.Серова в организации профилактики безнадзорности.

Делись добром ;)